Как государства и частные компании осваивают космос.

В категориях: Аналитика и комментарии,Интересное рядом,Политика, экономика, технология

космос

СЕРГЕЙ МАНУКОВ

За годы, прошедшие с тех пор, как Константин Циолковский назвал нашу планету колыбелью человечества, в которой нельзя жить вечно, люди проделали огромный путь к звездам. Сейчас к чисто научному интересу прибавился экономический — возможность добывать полезные ископаемые в космосе уже не выглядит фантастикой.

Хотя о добыче полезных ископаемых на Луне и астероидах пока говорят в будущем времени, все отчетливее видны контуры рынка освоения космоса — и все явственнее здесь просматривается стремительное усиление роли частных компаний. Коммерческому использованию космического пространства уже более полувека. Все началось со спутника Telstar 1, запущенного в 1962 году для передачи телевизионных сигналов над Атлантическим океаном.

Те же, но без Google

Лунная гонка продолжается, несмотря на то что Google решила закончить спонсирование конкурса Google Lunar XPRIZE (GLXP), проходившего с 2007 года по 31 марта 2018-го. Конкурс был организован X Prize Foundation при финансовой поддержке Google. В нем участвовали частные компании, занимающиеся коммерческим освоением космического пространства и Луны. Первый приз размером в $20 млн должна была получить компания, которой удастся посадить на Луне самоходный роботизированный аппарат. Более того, луноход обязан преодолеть 500 м лунной поверхности и прислать на Землю снимки высокого качества.

31 марта появилось сообщение о закрытии GLXP. Однако уже через пять дней X Prize объявила о его возобновлении — с новыми условиями, о которых будет объявлено через несколько месяцев. Ничего пока не известно и о призах победителям. Очевидно, организаторы сейчас усиленно ищут нового спонсора.

«Мы очень благодарны Google за спонсорскую поддержку и выделенные $30 млн на призы для Google Lunar XPRIZE, — говорится в заявлении основателя и президента X Prize Питера Диамандиса. — Сейчас этот конкурс завершен, но как минимум пять компаний надеются в ближайшие два года посадить на Луне роботизированный аппарат».

Десять лет назад в лунную гонку вступили более двух десятков компаний. К финишу пришли лишь пять: флоридская Moon Express, Team Hakuto из Японии, израильская SpaceIL, индийская Team Indus и международная группа Synergy Moon.

Именно их имел в виду Питер Диамандис, говоря о предприятиях, которые после отправки самоходного аппарата на Луну надеются со временем начать добывать там полезные ископаемые.

«Мы аплодируем решению X Prize продолжить Lunar XPRIZE с титульным спонсором или без него, — заявил журналистам Роберт Ричардс, основатель и директор Moon Express. — Конечно, мы намерены выиграть конкурс, но наша главная цель — открыть лунные границы и создать многомиллиардный сектор экономики».

Маленькая, но с большими амбициями

Moon Express не случайно названа первой в списке компаний, собравшихся лететь на Луну. В ней работает всего 30 человек, но, по мнению многих специалистов, именно она оказалась ближе всех к цели и уже в этом году может претендовать на победу в конкурсе.

А прославилась Moon Express в августе 2016-го, когда получила разрешение от правительства США на запуск самоходного аппарата на Луну. В прошлом году журналистам показали чертежи лунохода MX-1E, который прошлым летом успешно прошел испытания на мысе Канаверал.

В планах компании — посадить уже в 2019 году недалеко от Южного полюса Луны второй аппарат с экспериментальным телескопом размером с обувную коробку. В International Lunar Observatory Association считают, что благодаря отличному обзору Южный полюс —идеальное место для размещения космической обсерватории.

Третий, самый большой, луноход отправится на Луну в 2020 году — уже за образцами лунного грунта. Последний раз, кстати, их привезла на Землю в 1976-м советская станция «Луна-24».

Планов громадье, однако совсем недавно на них едва не был поставлен крест. Виноваты не технические сложности и не проблемы с финансированием, а международное соглашение, регламентирующее деятельность человека в космосе. Договор о космосе был подписан полвека назад. Сейчас он устарел и мешает бизнесу осваивать космическое пространство.

Moon Express наткнулась на бюрократическую стену потому, что согласно Договору о космосе неправительственные организации, прежде чем приступать к практической деятельности по освоению космического пространства, должны получить разрешение властей. На включении в договор коммерческих организаций настояли США (СССР тогда предлагал ограничить участников договора исключительно правительствами).

«Мы спланировали миссию, мы нашли инвесторов и деньги, но не могли ничего сделать до конца 2015 года с бюрократией, — рассказал на слушаниях в Конгрессе в мае прошлого года Роберт Ричардс. — Выяснилось, что механизма помощи просто не существует».

Регулятором космической отрасли в Америке является Федеральное управление авиации США (FAA). Оно выдает лицензии на запуски ракет и контролирует деятельность коммерческих организаций. Федеральная комиссия по связи (FCC) следит за полетами спутников связи, а Министерство финансов США — за коммерческими спутниками дистанционного зондирования. Moon Express почти год работала с FAA, Госдепом и другими правительственными агентствами над тем, что Роберт Ричардс назвал «временной заплаткой». В конце концов FAA разрешило компании лететь на Луну. Но речь идет об одном запуске: разрешение не означает автоматического продления на последующую деятельность Moon Express в космическом пространстве.

Конечно, Moon Express не единственная компания, выбравшая космос полем деятельности. Основатель SpaceX миллиардер Илон Маск обещает в течение ближайших десяти лет отправить колонистов на Марс.

Основатель и владелец Amazon Джефф Безос финансирует ракетную компанию Blue Origin и уверен, что не за горами времена, когда в космическом пространстве будут жить и работать миллионы людей. Эти и другие компании сталкиваются с теми же проблемами, что и Moon Express. После знакомства с бюрократией Ричардс заранее начал консультации с FAA о второй экспедиции. Три первых полета, по его мнению, пройдут при действующей сейчас системе регулирования, которую, по его твердому убеждению, следует как можно быстрее поменять. Если президент США и Конгресс не изменят систему, то Moon Express, SpaceX, Blue Origin и подобные им компании будут сталкиваться с еще более серьезными преградами. Америка может быть отброшена в деле коммерческого освоения космоса далеко назад, потому что компании, связанные с космической отраслью, будут уезжать в другие, более лояльные к ним страны.

"Коммерсантъ" от 06.05.2018.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: