Какие различия ожидают в аду.

В категориях: Библия говорит,Комментарии

разница1

Что общего будет между жителями ада и Царства Небесного? – Все не заслужили быть в раю.

Пауль Хелм – богослов и преподаватель, профессор, автор многих книг по философии теологии. Его подход к изучению Слова Божьего отличается бескомпромиссным стремлением осветить истину – какой бы она ни была. Настоящая статья о различиях в аду представляет собой исследование темы, о которой много говорят и много спорят. Пауль пишет, порой достаточно жестко, о недостатках многих, проповедующих о доктрине ада, а также о суде и наказании, о грехе и спасении.

В Царстве Небесном все совершается по воле Христа, однако и там существуют отличия – в силу различной меры благодати, полученной каждым, и глубины нашей веры в Христа. Это ясно из Писания. Аналогичный принцип действует и в аду, несмотря на одно важное различие, обусловленное причинами, по которым одни люди попадают на небеса, а другие находятся в преисподней. Никто не заслужил пребывания в Царстве Небесном. Все, кто попал туда, приняты лишь по благодати и милости Божьей.

Как мы знаем, Царство Небесное – это кульминация искупления Божьего народа, место славы и совершенства, место праведного служения Богу, пребывания в Его присутствии. В противоположность этому, место в аду каждый зарабатывает сам: причем, и те, кто был взят на небо, и те, кто попал в ад, в равной степени заслуживали пребывания в аду.

Царство Небесное – это итог спасения по благодати. Это венец милости. Ад – это участь тех, кто, по Божьей суверенной воле, не был принят; кто остался в стороне, тщетно пытаясь приобрести спасение своими делами. Поэтому ад – по заслугам, а небеса – по милости. Никто не может гордиться тем, что попал в Царство Небесное, а пребывание в аду порождает самоосуждение, ибо то, что они обречены на такое существование, является плодом собственных грехов и безрассудства.

Именно этот факт, что Царство Небесное – по благодати, тогда как ад – по заслугам, создает предпосылки для различий, которые имеются в аду. Ведь различия на небесах не заслужены, а в аду играют роль и тяжесть греха, и то, насколько дела, совершенные людьми, достойны наказания. Священное Писание говорит, что и степень греховности, и мера наказания за наши деяния обусловлены, в первую очередь, неведением. Те, кто пребывал в неведении о воле Божьей, будут биты меньше (Лук. 12:48); они получат меньшее наказание. К этой категории, возможно, относятся те, кто не получил спасение и никогда не имел Божественного откровения по Писанию. Именно об этом говорит Павел во второй главе Послания Римлянам, о тех, кто согрешил вне закона; в неведении о том, что было сказано через Моисея в Ветхом Завете, – они должны быть и судимы не по закону. Следовательно, мерой для определения наказания в этом случае не может служить закон, ибо эти люди не были осведомлены о законе.

Как же определить меру виновности в таком случае? Возможно, такие люди проверяются по любому принятому стандарту, существующему в их обществе или культуре. Но это не значит, что они смогут избежать наказания. Павел учит, что язычники, «те, которые, не имея закона согрешили, вне закона и погибнут» (Рим. 2:12), и что они, вместе со всеми остальными, «в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:16), будут осуждены.

Аналогичный принцип работает и в случае с теми, кто согрешил по своей воле, преднамеренно (Евр. 6:6). Степень их ответственности неизмеримо больше.  Совершенно очевидно, что степень вины в этом случае более высокая; следовательно, мера наказания – тоже более строгая.

Это одно из особенно важных различий между жизнью здесь на земле и наказанием, которое придет впоследствии. Бог допускает нечестие лишь по Своей суверенной воле. Зло процветает, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву (Пс. 36:35). Богобоязненные люди часто страдают (Иов 1). В мире существуют вымогательство и угнетение (Пс. 118:134). Однако в аду, как и в Царстве Небесном, этого не будет. Там есть место лишь для совершенной справедливости. Ни у кого не будет причин для жалоб. Каждый страдающий заслужил свои страдания, и каждый должен будет понести свое наказание. И поэтому, для тех, кто перенес трагедию смерти своего ребенка, или страдает от инвалидности любимого человека, есть основание для надежды и оптимизма. Они должны надеяться на милость Господа Христа, Который «действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20). Они должны быть уверены, что отчаянные обстоятельства, в которых они пребывают, не являются несправедливыми. В нашем представлении это может даже показаться жестоким, но это то, во что мы должны полностью верить.

Неужели такие вопросы можно обсуждать столь сухо и обыденно? Не было бы более разумным набросить покрывало на судьбы таких людей, не смея даже говорить о них? Проблема подобного подхода – действительно очень соблазнительного – в том, что, если верующие не будут задумываться над этими вопросами и пытаться искать разумные ответы на них – в соответствии со Словом Божьим – над ними, почти наверняка, задумаются противники христианской веры.

И все же никакие, самые серьезные рассуждения и объяснения, не могут уничтожить фундаментального различия между теми, которые следуют в направлении, указанном Богом, и теми, кто в своих действиях опираются на человеческий подход. Это главное и основополагающее отличие проявляется различными способами. К примеру, люди могут по-разному реагировать на личные проблемы. Столкнувшись с собственной трагедией, одни подчиняются Божьей воле, принимая все с благодарностью, не вникая в причины случившегося, и отдают всех, кто причастен к их несчастью, на милость Божью.

Подобно Иову (Иов 2:10), Аввакуму (Ав. 3:17-19) и Илие (1 Царств 3:18), они считают, что способность благословлять имя Божье за все, что бы не происходило с ними, не является рефлекторным действием, но происходит из глубокой убежденности и понимания того, что они находятся в руках справедливого Бога. Иные же, рвут поводья и бунтуют, как Джон Стюарт Милл, когда говорил: «Я не назову совершенным того, кто не соответствует моему пониманию о совершенстве, которое я применяю по отношению к себе подобным; и если такое существо может отправить меня в ад за то, что я не воззвал к нему, то я пойду в ад». Милл, очевидно, забыл о том, что право называть кого-то совершенным может исходить от истин, недоступных нашему пониманию; что любое представление о совершенстве, полученное на уровне человеческого понимания, может быть неточным. И в этом – основное различие между нами и Богом в правах и обязанностях. Хороший господин может позволить себе выйти за рамки принятых представлений о правильном управлении.

Как учит Священное Писание, нет более благородной, более правильной реакции на личное горе или утрату, чем покорность воле Божьей. Подобное отношение иногда путают с фаталистической покорностью судьбе, но это совершенно разные вещи. Фаталист верит в то, что он вообще ничего не может сделать, чтобы добиться какого-либо результата, поэтому он складывает свое оружие. Человек, который покорен воле Божьей, ясно осознает, что находится в Его руках, при этом его собственные руки свободны. Бог, в определенном смысле, берет всю ответственность на Себя. И человек принимает происходящее, ибо Бог несет ответственность за последствия.

Подобное отношение было характерно не только для Иова или Илии, оно особенным образом отразилось в жизни Самого Иисуса Христа, Который не только всегда был послушен воле Своего Небесного Отца (Иоан. 4:34), но исполнил ее в совершенстве на кресте. Восклицание «впрочем, не как Я хочу, но  как Ты» (Мат. 26:39) – это не крик обессиленного, потерявшего контроль над своими действиями. И, в то же время, это не крик фаталиста, смирившегося с судьбой. Это слова Того, Кто по собственному желанию подчиняется воле вечного Бога.

Мы приходим к общей немаловажной проблеме. Как мы выяснили в процессе размышления над этой статьей, Священное Писание учит нас о высокой степени личной ответственности в различных областях жизни – в семье, на работе, в жизни церкви и, наконец, непосредственно перед Богом. Нести ответственность за себя и принимать на себя ответственность за других – это обязанность того, кто желает быть отражением образа Божьего. Человек должен быть «средоточием ответственности», а не безвольной личностью, которая, подобно обломку кораблекрушения, плывет в потоке нескончаемых событий.

Но, неся личную ответственность, человек не может брать на себя ответственность за других. Он не может принять на себя ответственность за всю Вселенную. Несмотря на то, что человек несет ответственность за себя, он никогда не может быть ответственным за всех. Если вам нужна помощь, я могу помочь вам в разных ситуациях; но, тем не менее, я не могу отвечать за ваши действия. У меня нет права брать на себя вашу ответственность, и любые мои попытки сделать это будут иметь жалкие и даже трагические последствия. Они лишь будут свидетельствовать о мании величия с моей стороны и могут стать причиной замедления вашего собственного духовного роста.

Итак, ответственность – прерогатива Бога. Священное Писание не позволяет забывать тот факт, что это определено Самим Богом; это Его суверенное видение мира. Это Вселенная, которую создал Он, а не мы, и, в конечном счете, ответственность за все лежит только на Нем Одном. В отличие от вас и меня, Бог никому не подотчетен; это – абсолютная истина. Он является высшей точкой пирамиды ответственности. «Он не дает отчета ни в каких делах Своих» (Иов 33:13). Однако этот факт не делает его безответственным или своенравным. Он совершает все по изволению воли Своей, но лишь после того, как обдумывает Свою волю [«Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11) – в дословном переводе с иврита – «обдумав Свою волю»], систематизируя Свои цели и планы, которые созидаются в соответствии с Его высшей мудростью, праведностью, совершенством и истиной.

Поэтому будет неправильным пытаться взвалить на свои плечи Его ответственность или браться за решение вопросов, которые определены лишь для Бога. Мы можем испытывать глубокое огорчение по поводу того, чему Священные Писания учат о доктрине ада, и вдвойне огорчаться при мысли, что кто-то, – кого мы знаем и любим – будет вынужден направиться в ад, а не в Царство Небесное. При таком настрое очень легко впасть в неистовство, пытаясь насильно протолкнуть таких людей в ворота Царства Божьего. И так же просто, при этом ожесточиться против Самого Всемогущего Бога.

Это очень тяжело принять, но такие отношения неправильны, и от них нужно отказаться. Никогда нельзя использовать суверенитет Бога как оправдание за неисполнение наших собственных обязанностей. Правильным отношением к подобным обстоятельствам будет признать, что люди, переживающие горе, созданы не нами, но Богом. У нас не может быть абсолютной ответственности за них. Их судьбы находятся не в наших руках, а в руках Того, Кто – хотя и «непостижимы судьбы Его и неисследимы пути» (Рим. 11:33) – «все хорошо делает» (Марк. 7:37).

Проповедование ада   

Проповедующие о геенне огненной часто становятся предметом насмешек и поругания. Они выглядят одновременно и забавно, и грустно, потому что говорят всегда только на одну тему и пытаются запугать верующих людей, бесконечно рисуя картины ужасов ада – громогласно, утрируя детали. Такое представление темы недопустимо для восприятия любого человека, в особенности для христиан, которые ратуют за совершенную Библейскую истину. Но как же, в таком случае, нужно проповедовать об аде? Что именно является ошибочным в подобном  описании картин геенны огненной? И если проповедники, которые верят в доктрину ада, не должны проповедовать о ней, то о чем они должны говорить?

Если существование ада – часть Божьего плана, то проповедник не может не ссылаться на него. Слушатели должны знать об этом, и на проповеднике лежит ответственность донести до них истину. Но ад – это лишь часть божественного плана, и поэтому нельзя проповедовать о нем так, как будто это весь план. Проблема проповедующих на тему геенны огненной состоит именно в том, что они не говорят ни о чем другом, они – религиозные мономаны, что так же недопустимо, как и приверженность некоторых проповедников доктрине Второго Пришествия, или избрания, или проповедям на тему внутреннего устройства Храма. Проповедование ада должно быть подтверждено и гармонично связано с другими составляющими Божьего откровения. Но что значит гармоничный «баланс» с другими составляющими?

Часто желание достичь «сбалансированности» приводит к тому, что проповедник становится "мягким", как воск. Он теряет четкость позиции. Он ни о чем не говорит определенно. Он «говорит нам лестное, предсказывает приятное» (Ис. 30:10). О чем он говорит, насколько он квалифицирован или ограничен – совершенно неясно. Нельзя достичь гармоничности с помощью неопределенности, расплывчатости или неточности. Правильный баланс должен быть таким же совершенным, как и само Писание. Как же, проповедуя об аде, или о любой другой доктрине Писания, сохранить верный баланс?

Нужно помнить, что доктрина ада может быть понята верным образом и самим проповедником, и слушателями лишь в том случае, когда сказанное находится в рамках основного смысла Благой Вести. Для верующего человека Царство Небесное является важной темой Евангельской Вести, поскольку именно здесь Евангелие достигает своей кульминации и завершения. Радость и восхищение Небесами – вот основные черты Евангельской Вести, а центром ее является Христос. Также с понятием о геенне огненной.

Ад – это не просто бесконечные страдания. И еще менее ад олицетворяет страдания, сознательно причиняемые жестоким издевающимся Богом. Это – скорее отделение от благодати, долготерпения и любви Божьей. Находящийся в аду, навсегда отлучен от милости Божьей и претерпевает справедливые последствия своего собственного греха и безрассудства. Именно в аду за грех совершается Божий суд, который – как говорит Писание – часто начинается еще в этой жизни (Рим. 1:24-28), но часто откладывается (Рим. 9:22), приводя к окончательному возмездию в аду. Как Небесное Царство для верующего является венцом избавления от греха, так и ад для неверующего – конечная точка осуждения его грехов. Это место бесконечного раскаяния и несбыточной надежды на милосердие. На этой стадии окончательно завершается разделение человечества.

Именно по этой причине для многих идея ада чудовищна. Современная культура и современное христианство настолько сконцентрированы на равенстве и единстве человечества, что любые возражения против этой концепции, – не говоря уже о конечном отделении овец от козлов, – для них абсолютно неприемлемы. Когда мы имеем дело со злом апартеида или с другими любого рода социальными предубеждениями, для христианина важно подчеркнуть идею единства человеческой расы. Но единство человечества – в высшем смысле – для христианина имеет гораздо большее значение, чем единство его народа или политической партии. Поскольку христиане судят обо всем, опираясь на Божье видение, они стремятся понимать единство человечества с той же точки зрения, что и Сам Бог. Это видно из Священного Писания, а также из всего, что мы рассмотрели в этой статье о Царстве Небесном и аде. Единство человечества – это не то, что Бог хотел бы сохранить любой ценой.

Проповедующим также надо помнить, что ад связан с "проповедованием закона". Существуют различные способы проповедовать Евангелие; у проповедников есть большие расхождения в его понимании. Не меньше направлений существует и для проповедования о законе, предваряющем Евангелие. Самым простым и действенным в этом случае может стать изучение жизни Христа, Который, будучи святым, безгрешным и непорочным, совершенным образом исполнил закон, и Кто впоследствии понес на Себе его проклятие (Гал. 3:13).

Закон можно также рассматривать в свете изучения описания окончательного осуждения за преступления. Цель Нового Завета состоит в том, чтобы подчеркнуть, что это осуждение не является проявлением жестокости. Ад нельзя описывать таким образом, чтобы развращенные люди могли злорадствовать при мысли о будущих страданиях. Назначение проповедей об аде – предупредить людей. Нам показывают, каким будет будущий гнев, и убеждают бежать от него (Мат. 3:7). Нам говорят, что не будет никакой возможности избежать гнева, если мы не будем ревновать о спасении (Евр. 2:3).

Приведенные выше, а также и другие, подобные им стихи, демонстрируют нам, что ад – не плод воображения, выдуманный служителями культа, с целью присмирить людей, но действительный факт. Будущий гнев существует на самом деле. Но способ, с помощью которого освещают этот факт – будь то Христос, Который первым заговорил о нем, или Его преданные служители спустя две тысячи лет – должен быть таким действенным предостережением людям о будущем гневе, чтобы разбудить в них желание скрыться от него у ног Христа – Единственного и Самодостаточного, Победителя греха, смерти и ада.

Милость и Истина №18. 2009.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: