Место Духа Святого в Пресвятой Троице.

В категориях: Библия говорит,Трудные места

ДС

Бог Отец, Иисус Христос и Святой Дух.

Р. Б. Дехтяренко, д-р богословия.

Новый Завет прояснил многие указания Ветхого Завета на множественность Божественных Личностей в Божестве. Все три Личности действовали и были названы при крещении Иисуса Иоанном Крестителем в реке Иордан. После Своего крещения «Иисус тотчас вышел из воды. И вот открылись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И вот голос с небес, говорящий: „Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение“» (Матф. 3:1617). Этими тремя Лицами были: Иисус («Сын»), «Дух» и «Бог», Который говорил с небес и называл Себя от первого лица: «Мой, Моё». Этот случай не показывает, что все три Личности равно Божественны, но он показывает, что три отдельных Лица участвовали в том же самом событии и в то же самое время.

При искушении от сатаны Иисус был возведён Святым Духом в пустыню (Матф. 4:1). Как божественно-человеческий Сын Божий, Он знал, что для Него или для кого-либо было неправильным самонадеянно искушать Бога дерзкими делами (4:7). Он также знал, что истинное поклонение должно всегда направляться к Господу Богу (4:10). В этом событии есть ещё одно различие в упоминании трёх Лиц, хотя это место Священного Писания не характеризует Божество всех трёх Лиц.

В ночь перед распятием на кресте Иисус Христос сказал слова, показавшие различие между тремя Лицами: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:1617). Позже Он повторил это различие: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (14:26; см. также 15:26). Он указывал на Отца, Святого Духа и Самого Себя вместе, как отдельные Личности на небесах.

Христос отметил три Личности Божества, когда давал Апостолам миссионерское поручение: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28:19). Бог — один, поэтому Его имя стоит в единственном числе. Поскольку в Божественной Сущности есть три Лица, то Они различаются, как Отец, Сын и Святой Дух.

Святая Троица участвует в наделении духовными дарами верующих в Теле Христовом, истинной Церкви. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор. 12:46). Здесь упомянут и Святой Дух, и Господь Иисус Христос, и Бог Отец.

Последовательность имён Святой Троицы

Павел закончил Послание славным благословением: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13). Имена этих трёх отличающихся Лиц представлены в такой последовательности: Господь Иисус Христос, Бог Отец и Святой Дух. Пётр объяснил деятельность трёх Лиц в программе искупления в следующем доктринальном изложении: «Избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1 Пет. 1:12). Здесь порядок трёх имён такой: Бог Отец, Святой Дух, Иисус Христос.

В увещании верующим хранить духовность своей жизни Иуда написал: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божьей, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 2021). Здесь порядок имён такой: Святой Дух, Бог Отец и Господь Иисус Христос.

Эти места показывают, что нет установленного порядка, в котором бы перечислялись имена трёх Лиц. Это наблюдение согласовывается с равенством трёх Лиц в пределах Божественной единственности. Евангельские верующие называют Троицу как Отца, Сына и Святого Духа. Мы используем этот порядок изза знакомой крестильной формулы (Матф. 28:19) и изза функций трёх Лиц в искуплении, когда Отец послал Сына, а Отец и Сын послали Святого Духа.

Равенство личностей Святой Троицы

Авторы часто называют три Лица Троицы как Первое Лицо (Отец), Второе Лицо (Сын) и Третье Лицо (Святой Дух). Эти небиблейские обозначения могут производить впечатление, что Отец выше Сына и Духа, а Сын — выше Духа. Этот подход, основанный на обозначениях имён, является ложным. Среди трёх Лиц Троицы нет никакого личного превосходства или подчинённости. Они равны во всём: вечные, бесконечные, всемогущие, всезнающие и вездесущие Божественные Личности.

Библейские утверждения

Все три Личности названы Богом. В приветствиях Павла в его Посланиях говорится: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим. 1:7). См. также 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Ефес. 1:2; Фил. 1:2; Кол. 1:2; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:2; 1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2; Тит. 1:4; Филим. 3.

Согласно Посланию к Евреям, Бог Отец сказал: «О Сыне: „Престол Твой, Боже, вовек; жезл царства Твоего — жезл правоты“» (Евр. 1:8). Здесь Бог Отец назвал Бога Сына «Богом». В Рим. 9:5 Павел также назвал Иисуса Христа Богом: «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки. Аминь». Как было рассмотрено выше, Пётр называл Святого Духа Богом, когда обличал Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не людям, а Богу» (Деян. 5:34). Анания и Сапфира, супружеская чета, сговорились искусить Духа Божьего (5:9). Согласно словам Христа, такое искушение — грех против Бога (Матф. 4:7).

Библия отвергает многобожие, утверждающее о существовании трёх отдельных богов. Поэтому эти места непременно учат о Святой Троице как единстве и множественности трёх Лиц в пределах Божественной единственности. Только тогда одна Божественная Сущность может называться Богом, в то время как одновременно три отдельные Личности также называются Богом.

Р. Б. Дехтяренко, СВЯТОЙ ДУХ: сущность, служение, пребывание, действие. Славянское Евангельское Общество, 2008.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: