reveal@mirvboge.ru

Настоящее крещение – всегда крещение Духа Святого, иначе не бывает.

В категориях: Бог творения, творчества и красоты,Личность, обращенная к Богу

крещение

Символы Духа Святого.

Р. Б. Дехтяренко, д-р богословия

Многие верующие носят украшения с голубем, чтобы показать, что они христиане. В церкви, в которой я нёс пасторское служение, картинки голубей часто проектировались на стену за кафедрой проповедника.

Символ голубя для обозначения Личности и служения Святого Духа основывается на событии крещения Иисуса Христа, которое записано во всех четырёх Евангелиях. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. И вот открылись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И вот голос с небес, говорящий: „Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение“» (Матф. 3:16-17). Лука добавил, что Дух сошёл на Иисуса, когда Он молился (Лук. 3:21), а Иоанн упоминает, что Дух пребывал на Христе (Иоан. 1:32). Представление Духа, как голубя, показано только в этом событии в жизни Христа. Оно никогда не связывается с Его служением в жизни пророков или Апостолов.

Какое значение этого символизма?

Во-первых, это было видимым подтверждением факта, что невидимый Святой Дух действительно сошёл на Иисуса Христа. Предтеча Иоанн Креститель заявил относительно Христа: «Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю», и засвидетельствовал так: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: „На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым“. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоан. 1:3134). Иоанну нужно было видеть, и он увидел.

Во-вторых, схождение голубя с небес показало, что Святой Дух изошёл от Бога. Это показало Его Божественную сущность.

В-третьих, голубь — это символ мира, кротости и красоты. Этими качествами, атрибутами Божественной сущности, отмечен как Иисус Христос, так и Святой Дух. Христос, как наш сострадательный Первосвященник, — святой и невинный (Евр. 7:26). Спаситель дал Своим последователям напутствие быть невинными, как голуби (Матф. 10:16). Воздействие Духа на жизнь подобно воздействию голубя, а не орла, ястреба или другой хищной птицы.

Он горит, как огонь

Наш Бог «есть огонь поедающий» (Евр. 12:29). Бог явился Моисею посреди несгораемого куста (Исх. 3:2). Бог вёл искупленных израильтян через пустыню днём в столбе облачном, а ночью — в столбе огненном (13:21). Огонь часто бывает связан с присутствием Господа (13:21), с очищающим испытанием Господа (Мал. 3:23), одобрением Господа (3 Цар. 18:38), водительством и защитой Господа (Мал. 3:23; 1 Пет. 1:7), Словом Божьим (Иер. 5:14) и с Господним судом (Лев. 10:2). Некоторые толкователи пытаются сравнить крещение Святым Духом с крещением огнём (Матф. 3:11). Они рассматривают огонь, как предназначенный очистить верующих от греха. Однако в Матф. 3:11 Иоанн Креститель использовал символ огня, говоря о вечном наказании. Он напутствовал своих слушателей бежать от грядущего гнева и призвал евреев не доверяться своему национальному наследию. Он заявил, что деревья, то есть, люди, которые не принесли добрый плод покаяния, будут срублены и брошены в огонь (3:710). Затем Иоанн формулирует служение грядущего Мессии: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести

обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (3:1112). Пшеница представляет собой спасённых, а мякина изображает неспасённых. Тройное упоминание огня следует истолковывать последовательно, как тот же вид огня, а именно, огонь суда для неверующих грешников. Иоанн Креститель обращался к разделённой аудитории, состоящей из критикующих неверующих, таких как фарисеи и саддукеи, и подлинных обращённых, которые были крещены им в воде.

Позже Христос сообщил Апостолам, что они будут крещены Святым Духом (Деян. 1:5), но Он никак не упоминал о крещении огнём, потому что Апостолы были верующими. Когда Апостолы были крещены Святым Духом и исполнились Им в День Пятидесятницы, некоторые толкователи предположили, что эти Двенадцать также крестились огнём Святого Духа. Они основывают это заключение на следующем утверждении: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (2:3). Ранее Дух, как звук мчащегося могущественного ветра, заполнил комнату, где находились Апостолы (2:2). В этот миг Апостолы были буквально погружены или крещены в Святом Духе. Явление огненных языков показало, что Дух действительно сошёл на каждого из Апостолов. Впоследствии все исполнились Духа (2:4). Таким образом, Дух был вокруг них, на них и в них. Это явление драматическим образом показало приход Святого Духа, как молился и обещал Иисус Христос. Испытанное ими событие пребывания на них языков не повторялось в жизни кого-либо из верующих впоследствии.

Когда Апостол Иоанн был восхищен на небо, он видел престол Бога Отца и наблюдал, как «от престола исходили молнии и громы и голоса, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божьих» (Откр. 4:5). Эти семь духов — это либо семь ангельских духов, либо Святой Дух, описанный в символическом совершенстве. Христос позже изображён, как «Агнец… закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божьих, посланных на всю землю» (5:6). В вступительных словах благословения Иоанн указал, что благодать и мир пришли «от Того, Который есть и был, и грядёт [Бог Отец], и от семи духов [Бог Святой Дух], находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа» (1:45). Благодать и мир исходят из Бога, а не от людей или ангелов. Более приемлемым будет убеждение, что выражение «семь духов» указывает на Святого Духа, потому что эта символическая фраза используется между именами Отца и Сына.

Исаия предсказал время, «когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня» (Ис. 4:4). Бог будет судить и очищать Израиль в семилетний период времени до Пришествия Иисуса Христа на землю для установления Его Тысячелетнего Царства.

Он помазывает, как елеем

В Библии нет явного утверждения, которое сравнивает Святого Духа с елеем. Однако есть символическое значение в том, как использовался елей.

Первосвященник и священники помазывались елеем при посвящении на священническое служение (Исх. 40:1216). Было предсказано, что Бог помажет Мессию Духом Божьим (Ис. 61:1). Это пророчество было исполнено в крещении Иисуса Христа, когда Бог помазал Его Святым Духом и силой (Деян. 10:38). На Иисуса не был пролит елей, но Он начал Своё официальное пророческое и священническое служение после того, как на Него сошёл Святой Дух.

Самуил помазал елеем Саула и Давида, чтобы они стали царями (1 Цар. 10:1; 16:13). Бог Отец помазал Христа «елеем радости», когда установил вечный трон и царство Сына (Евр. 1:810; см. Пс. 44:7).

Как члены истинной церкви, верующие являются царственным священством (1 Пет. 2:9). Посредством жертвы Христа мы можем войти в небесное Святое святых, фактическое присутствие Бога (Евр. 10:1922). Израиль имел священство, а мы являемся священниками. Когда Христос будет царствовать на земле, верующие также будут царствовать с Ним, как священники (Откр. 1:6; 5:10). Когда человек получает спасение, Бог помазывает его Святым Духом (2 Кор. 1:21; 1 Иоан. 2:27).

Он запечатлевает, как печать

Бог запечатлевает человека в момент спасения (2 Кор. 1:22). Апостол Павел объяснил: «В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Ефес. 1:13). Позже в этом же Послании Павел предупредил верующих: «И не оскорбляйте Святого Духа Божьего, Которым вы запечатлены в день искупления» (4:30). Эти три отрывка — единственные места в Писании, где Святой Дух уподоблен печати. В библейские времена понятие запечатления было довольно распространённым. Оно означало надёжность, собственность, власть и постоянство. Эти характеристики можно также видеть в нашем духовном запечатлении.

  • Нас запечатлел Сам Бог (2 Кор. 1:22). Нет большей власти или большего защитника, чем Он.
  • Бог запечатлевает только верующих (1:22).
  • Он полностью запечатлел нас в одно мгновение (1:22). Запечатление — это не процесс, а неповторимое событие.
  • Человек запечатлён, когда он уверовал в Христа (Ефес. 1:13). Логически запечатление происходит после того, как человек уверовал, но хронологически — в момент спасения.
  • Сам Святой Дух — это печать (Ефес. 1:13). В другом месте Павел объяснил: «Но твёрдое основание Божье стоит, имея печать эту: „Познал Господь Своих“ и „Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа“» (2 Тим. 2:19). Как Бог знает, кто Его? Он знает это благодаря присутствию Святого Духа в нашей жизни.
  • Печать Духа — это обетование Божье, что мы будем иметь полное искупление в вечности (Ефес. 1:14).
  • Верующие могут огорчать Духа своими грехами, но они не могут нарушить Божественную печать (4:30).
  • Печать указывает на день искупления, когда Христос вернётся взять нас, чтобы мы были с Ним (4:30).

Он служит, как слуга

Существует поразительная аналогия между служением Святого Духа в век Церкви и служением слуги Авраама, Елиезера из Дамаска (Быт. 15:2). Некоторые толкователи называют это сравнение прообразом, но Библия не говорит об этом. Однако есть достаточно много подобий в служении каждого из них, которые дают право рассматривать это серьёзно. Данный мотив служения явно относится к Святому Духу.

  • Авраам послал Елиезера из Ханаана, Обетованной Земли, в Месопотамию с миссией (24:110). Бог Отец послал Святого Духа с неба на землю с миссией (Иоан. 14:26).
  • Миссия Елиезера состояла в том, чтобы привести невесту к Исааку, сыну Авраама (Быт. 24:3). Миссия Святого Духа состоит в том, чтобы привести Невесту, истинную Церковь, к Иисусу Христу (1 Кор. 12:13; 2 Кор. 11:2).
  • Елиезер дал подарки Ревекке (Быт. 24:22). Святой Дух даёт духовные дары членам Тела Христова (1 Кор. 12:4, 7-11).
  • Елиезер восхвалял Исаака перед Ревеккой и её семьей, когда объяснял им свою миссию (Быт. 24:39). Святой Дух прославляет Христа (Иоан. 16:14).

Образы, используемые в отношении Святого Духа    

  • Елиезер завершил свою задачу, когда сопроводил Ревекку и представил её Исааку (Быт. 24:5767). Святой Дух закончит Свою задачу, когда приведёт людей к Христу и представит Невесту Христову.

Он производит плод, как виноградная лоза

Христос назвал Себя истинной Виноградной Лозой, верующих — ветвями, а Бога Отца — Виноградарем (Иоан. 15:1, 5). Плод виноградной лозы — это уподобление Христу. Хотя Святой Дух и не назван виноградной лозой, Он производит плод. Эта аналогия может относиться к виноградной лозе или плодовому дереву.

Павел написал: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:2223). Эти моральные качества могут быть произведены в верующих только силой Духа. Эти духовные добродетели точно описывают сущность уподобления Христу. Поскольку Дух был на Христе и исполнил Его, эти девять аспектов духовного плода можно видеть в жизни Спасителя. Имея пребывающего в нас живого Христа и Святого Духа, мы также можем являть перед другими нравственное совершенство.

Он освежает, как вода

Я люблю мелодию и первые слова этой классической песни в стиле «вестерн»: «Весь день я сталкиваюсь лицом к лицу с бесплодным высыханием, без вкуса, без воды, прохладной, чистой воды». Нам всем понятно, что у этих ковбоев в прерии без воды пересыхает во рту. Нет ничего столь освежающего в жаркий летний день, как глоток прохладной, чистой воды. Газированные и другие искусственные напитки не могут сравниться с чистой, созданной Богом водой.

В важном отрывке Христос сравнивал Святого Духа с прохладной, чистой водой, текущей из глубокого артезианского колодца. Спаситель обратился к множеству людей, пришедших на еврейский праздник Кущей. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: „Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой“» (Иоан. 7:37-38). Затем Иоанн прибавил следующее объяснение: «Это сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен» (ст. 39).

Праздник Кущей был напоминанием о времени, когда израильтяне жили в палатках, или шатрах, сорок лет блуждая по пустыне. Два важных события происходили на этом национальном религиозном праздновании. Первым было зажжение во дворе храма большой меноры, или светильника. Это действие символизировало усмотрение света в столбе огня, который вёл их ночью. Вторым событием была возглавляемая священником процессия к водоёму Силоам, где люди наполняли водой кувшины. Затем они возвращались во двор храма и выливали воду. Это действие напоминало о времени, когда израильтяне пили воду, вышедшую из скалы.

Павел сравнивал скалу с Христом: «И все пили одно и то же духовное питьё: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:4). Бог повелел Моисею ударить один раз в скалу в Хориве (Исх. 17:57). Когда он это сделал, из скалы потекла вода, и люди пили. Удар по скале изображает распятие на кресте Христа, Который принял на Себя удар за нас.

Позже Бог повелел Моисею сказать всего лишь слово, чтобы извести воду из скалы (Числ. 20:79). Однако Моисей в гневе дважды ударил в скалу (20:1011). Вода потекла, и люди пили, но Бог обличил Моисея за то, что он ударил в скалу, а не сказал. Он сообщил Моисею, что Моисей не введёт народ в Ханаан (20:12). Божье наказание было строгим, потому что грех Моисея нарушил Божественное намерение о прообразе. Христос, Скала, должен был быть поражён только один раз и дать воду вечной жизни. Впредь люди могут получить прощение, просто взывая к Нему с верой.

Таким образом, Иисус Христос сравнил «реки воды живой» со Святым Духом (Иоан. 7:3739). В то время, когда Христос говорил на празднике Кущей, Он ещё не умер. Он, Скала, ещё не был поражён. После Его распятия на кресте Святой Дух мог поселяться в верующих и восстанавливать их жизнь.

Другая ссылка на Святого Духа, как воду, может содержаться в приглашении Христа, обращённом к самарянке у Сихарского колодца: «Всякий, пьющий воду эту, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (4:1314). Здесь контраст между привычным питьём обычной воды и принятием духовной воды раз и навсегда. Это ещё одно сравнение между постоянной, ежедневной жаждой и навечно удовлетворяемой жаждой.

В одной из поездок в Израиль я отправился в Сихарь (современный Навлус), расположенный между горой Гевал и горой Гаризим. Это ветхозаветный город Сихем. Там в одном месте находится глубокий колодец, известный как колодец Иакова. Священник опустил ведро в артезианский колодец и набрал в него воды. Я попробовал эту освежающую, прохладную воду. Однако позже в тот же день я снова захотел пить. Но за много лет до этого, когда я был подростком, я напился воды у Христа, и Он навеки утолил мою жажду.

Исаия предсказал духовное восстановление Израиля, которое произойдёт в Мессианском Царстве: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки — на иссохшее; изолью дух Мой на племя твоё и благословение Моё — на потомков твоих» (44:3). Здесь Исаия говорил о воде, как наглядном примере Духа Божьего.

Подобно воде, пребывающее присутствие Святого Духа приносит верующему жизнь, свежесть и дееспособность. Каждый христианин имеет в себе духовный артезианский колодец, который никогда не пересохнет.

Он движется, как ветер

Ветры могут быть либо разрушительными, либо приносящими свежесть. Практически каждое поколение испытывает силу торнадо, ураганов и тайфунов, приносящих разрушения. В то же самое время ничто так не восстанавливает силы человека в жаркий, влажный летний день, как дуновение прохладного ветерка. Моя дочь часто говорила о радостном ощущении, приносимом тёплым ветром «чинук» в середине зимы в провинции Альберта.

Слово «Дух» может переводиться, как «дух», «ветер» или «дыхание». Образное описание Святого Духа, как ветра, встречается в Священном Писании. Он подобен созидательному ветру, а не разрушительному. Как Бог, Он всегда является источником добрых даяний и совершенных даров (Иак. 1:17). Его служение обновляет нас (Тит. 3:5).

Иисус сказал Никодиму: «Дух [пнеума] дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа [пнеума]» (Иоан. 3:8). Ветер невидим. Вы не можете видеть его, но вы можете чувствовать его присутствие и видеть его действие, например, в колебании листьев или движении ветвей. Ветер непредсказуем. Он может кружиться, менять направление, быстро начинаться и прекращаться.

Точно так же Святой Дух полновластно веет на людей, обличая их в грехе и возрождая. Через веру люди могут возродиться на церковном служении, в автомобиле, дома или на отдыхе за городом. Многие услышат Евангелие, но Дух некоторым выборочно даст духовное рождение, а других обойдёт.

Это полновластное дело Божье напоминает картины, когда мы видим один сохранившийся дом посреди разрушенных ураганом торнадо зданий. Это невозможно объяснить, но это так.

Таким образом, совершаемый Святым Духом труд по возрождению души не может программироваться людьми. Мы не можем знать заранее, кого возродит Дух. Мы не можем также ограничивать полновластный труд Духа нашими расписанными программами евангелизации.

Лука так описал приход Святого Духа в День Пятидесятницы: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра [пноэ], и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2:2). Ветер заполнил комнату и буквально окутал Апостолов, они были окружены ветром. Таким образом, они были в Святом Духе, крещены Святым Духом, как и обещал Иисус десятью днями ранее (1:5). Они слышали звук и были охвачены им. Они не видели невидимого Духа, но они ощущали Его присутствие и контроль. Признаки Его прихода позже обнаружились в появлении огненных языков, говорении на иностранных языках, которые они не изучали, слушании множества людей и обращении трёх тысяч человек (2:341).

В ночь, когда Христос впервые явился Апостолам после Своего воскресения, Он «сказал им вторично: „Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас“. Сказав это, дунул [энефисесен] и говорит им: „Примите Духа Святого“» (Иоан. 20:2122). Глагол эмфисао (дышать) встречается в Новом Завете только здесь. В Септуагинте этот глагол используется при описании того, как Бог вдунул в Адама дыхание жизни (Быт. 2:7). Это слово также используется для обозначения вдувания жизни в сухие кости в видении, которое изображало возрождение и восстановление народа израильского в последнее время (Иез. 37:9). Христос Святым Духом укрепил жизнь Апостолов. Тогда они могли получить наставления после воскресения Христа и выполнять миссионерское повеление.

Пётр описал действие Духа на авторах Богодухновенного Священного Писания: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Святой Дух «приводил в движение» (феро) людей, как древние парусные суда перемещались попутным ветром. Паруса без ветра не имеют силы производить движение. Точно так же освященные авторы не могли написать Священное Писание сами. Их способность пришла через Божественный ветер, то есть через Святого Духа.

Р. Б. Дехтяренко, СВЯТОЙ ДУХ: сущность, служение, пребывание, действие. Славянское Евангельское Общество, 2008.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: