reveal@mirvboge.ru

Социальная психология – о природе человека.

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

рост

«Личностный рост» — категория современной социальной психологии.

Изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Однако далеко не все современные психологические концепции исходят из наличия у человека доброй, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти концепции достаточно чётко разделяются на четыре группы:

1.Природа человека безусловно позитивная. Ей требуется лишь помощь в актуализации (концепции К. Роджерса, А. Маслоу).

2.Она - условно позитивная. Она нуждается в помощи при выборе ценностей Экзистенциальный подход В. Франкла, Дж. Бюджентала

3.Она - нейтральная. Она должна пройти формирование, коррекцию          Бихевиоризм, большинство подходов в советской психологии

4.Природа человека - повреждённая. Она нуждается в исправление, компенсация,  христианская антропология, особенно представители ортодоксальной православной психологии, Классический фрейдизм,

К группе «доверяющих» (оптимистов) с самой радикальной точкой зрения, утверждающей безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях, относятся представители школы К. Роджерса и А. Маслоу. В данном подходе личностный рост естественен[3], хотя может быть заторможен в случае негативного окружения и поддержан окружением позитивным.

Экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает её в результате самосозидания, причём позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека.

Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и большинство подходов в советской психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, он изначально представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного развития.

Согласно взглядам христианской антропологии, природа человеческого естества после грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Богом, а также и между людьми. Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного бесконечно далек от гуманистического идеала успешно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной личности, наслаждающейся актуальным моментом, верящей в «могущество человеческих возможностей». По православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую её глубину, извращая все движения духа.

Понятие личностного роста широко используется в тренинговой практике.

В современной тренинговой практике понятие «личностный рост» связано в первую очередь с тренингами личностного роста и имеет свои особенности.

Г. А. Спижевой говорит о том, что личностный рост есть совокупность таких составляющих, как «Я-Я — отношения» (отношения с самим собой, внутренняя гармония), «Отношения Я — Другие» (отношения с окружающим миром) и самореализация. Развитие этих составляющих, по мнению Спижевого, и есть личностный рост.

Определение формулируется в прикладном ключе, согласно которому личностный рост — это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. В. Леви, в частности, писал об этом так:

Что такое личностный рост?

Если у человека становится больше: интересов, а с тем и стимулов жить — смыслового наполнения жизни, возможности анализировать — отличать одно от другого,

возможности синтезировать — видеть связи событий и явлений, понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, внутренней свободы и независимости, ответственности, взятой на себя добровольно, любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растёт личностно.

Понятие «личностный рост» часто используется в рекламных целях для завлечения в группы и организации с сомнительным с точки зрения научной психологии статусом, иногда причисляемые к психокультам, «Симорон», «Лайфспринг»), в группы Нью Эйдж (ДЭИР, Трансерфинг реальности) и в новые религиозные движения (саентология).

ru.wikipedia.org

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: