Родительская ответственность за воспитание ребенка перед Богом и обществом.
В категориях: Возрастая в личной жизни,Обучение и навыки

Бог Есть
«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит.22:6).
Первый “кит" - это ответственность: мы несем родительскую ответственность за обучение и наставление наших детей (см. Втор. 6:3-7; Еф. 6:4). В нашем тексте эта ответственность подчеркивается словами “наставь юношу". Оба слова одинаково важны.
Сначала давайте рассмотрим слово “наставь": что это такое, наставить ребенка? Вот некоторые значения этого слова: (1)направить, нацелить, установив в нужном направлении (например, придать нужное направление виноградной лозе на шпалерах); (2)научить, преподать что-нибудь хорошее (наставить на путь истинный; наставить на ум), используя при этом обучение, наказание, тренировку; (3)подготовить (с помощью упражнения, повторения) к экзамену на зрелость.
Уже из одного толкования этого слова мы видим, что для наставления необходимы время и усилия. Поэтому мы должны понимать, что наставление наших детей требует от нас времени и усилий независимо от того, идет ли речь о служении Господу или о таких практических вопросах, как застилание кровати и аккуратность с одеждой.
Следует различать между собой “внушение", “научение" и “наставление". Внушение - хорошо; научение - лучше; но наставление - лучше всего. Чем отличаются между собой эти три понятия? Позвольте привести пример: ваш ребенок (назовем его Иван) заходит в дом и хлопает дверью. Вы говорите: "Ваня, пожалуйста, не хлопай дверью". Это внушение. Возможно, вы даже уделите какое-то время, чтобы объяснить ему, почему вы не хотите, чтобы он хлопал дверью: “Это плохо и для двери, и для моих нервов". Это научение. А если вы решили, что пришло время отучить Ваню от привычки хлопать дверью? Вы можете сказать ему, что с этого момента каждый раз, когда он хлопнет дверью, ему придется снова выйти, затем зайти и тихо закрыть за собой дверь - и так двадцать пять раз. Если вы осуществите этот план и не отступитесь от своего требования, это будет наставление.
Слово “наставить" имеет много значений, но употребленное здесь древнееврейское слово еще более многозначно. Оно происходит от слова, означающего “небо и десна". Его глагольная форма использовалась, когда говорили об обуздании дикой лошади, приведении ее к покорности с помощью узды. Это слово использовалось также для описания действия повивальной бабки, которая сразу же после рождения младенца обмакивала палец в сок размятого финика и массировала им десна и небо новорожденного, чтобы вызвать у него чувство вкуса и жажду. После этого она передавала малыша матери. Этим словом также иногда описывали практику (до того, как в продаже появилось готовое детское питание) предварительного разжевывания матерью грубой пищи для своего ребенка, чтобы приучить его к ней. Наконец, со временем это слово стало означать "посвящать, освящать". По отношению к детям это слово в древнем Израиле приобрело тот смысл, что воспитатель знает, какова поставленная цель в развитии ребенка, и делает все необходимое для того, чтобы достичь ее.
Теперь давайте разберем слово “юноша". Соответствующее древнееврейское слово значительно шире по своему значению, чем думаем мы, опираясь только на перевод. Оно употреблено в 1 Цар. 4:21, где речь идет о новорожденном младенце, в 1 Цар. 1:27, где это дитя, только что отнятое от груди. В Быт. 21:16 это же слово означает мальчика до тринадцати лет, в Быт. 37:2 - семнадцатилетнего юношу, а в Быт. 34:19 - молодого человека, готового жениться. Таким образом, это слово применимо ко всем тем годам, когда сын или дочь живут под крышей родителей, с младенчества и до первых лет возмужания.
Памятуя все значения слов “наставить" и “юноша", давайте посмотрим, чего требует наша обязанность “наставить юношу”:
(1) Наставление наших детей требует знаний. Помимо другой необходимой информации, мы должны иметь представление о желаемом “конечном продукте". Мы также должны знать, как достичь этой цели.
(2) Наставление наших детей требует времени. Найти необходимое время - это самая большая проблема, с которой сталкиваются многие родители. Много лет назад один раб так оправдывал невыполнение своей обязанности по охране заключенного: “Когда раб твой занялся теми и другими делами, его не стало" (3 Цар. 20:40). Некоторые родители просто заняты “теми и другими делами”. В один прекрасный день они поднимут голову и увидят, что их детей нет рядом: они ушли - не получив наставления и подготовки к жизни.
Мы не можем сделать всего того, что предполагает наставление наших детей, не уделяя им времени. Подумайте вот о чем: наши дети будут с нами очень недолго. На это время давайте определим, что для нас важнее всего, и найдем время для наставления. Разве мы, приглашая к себе домой гостей, не перестраиваем свои планы так, чтобы уделить им все наше внимание? А почему мы должны уделять меньше внимания нашим детям? Во 2 Кор. 12 Павел сравнивает свою любовь к коринфянам с любовью родителей к детям (ст. 14) и добавляет: "Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши” (ст. 15). Как родители, мы должны с готовностью “издерживать свое и истощать себя” для наших детей.
(3) Наставление наших детей также требует терпения. Виноградной лозы нельзя вырастить за одну ночь, равно как выдрессировать животных или подготовить спортсменов, - а детей и подавно. Нам заповедано "быть долготерпеливыми ко всем” (1 Фес. 5:14); значит, и к нашим детям тоже.
Добавьте свой комментарий