reveal@mirvboge.ru

Христос и философия.

В категориях: Библия говорит,Комментарии

фидос

«Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.» (1Кор.1:19)

Джон Ф. Мак-Артур

Современное слово «философия» является транслитерацией одноимённого древнегреческого слова, которое состоит из двух обычных слов: филео («любить») и софия («мудрость»). Буквально оно означает «любовь к человеческой мудрости». В широком смысле слова — это попытка человека объяснить природу происхождения Вселенной, феномен жизни, мышления, этики, поведения, эстетики и так далее.

В дни Павла «всё, касающееся теорий о Боге и мире, и смысле человеческой жизни, называлось «философией»… не только в языческих школах, но также в еврейских школах городов Греции».1 Иосиф Флавий, еврейский историк I-го столетия, указывает, что среди евреев были три формы философии: фарисеи, саддукеи и ессеи.

Павел решительно осуждал все философские теории о Боге, претендовавшие на знание причины существования мира, и предлагавшие нравственные заповеди без Божественного откровения. В Кол. 2:8-10 он говорит:

Смотрите, братья, чтобы никто не увлёк вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти.

Слово «увлёк» (ст. 8) происходит от греческого слова сулагогео, обозначающего захват пленников или других военных трофеев. В этом смысле оно несло идею насильственного похищения. Оно изображает, как ересь «Христос и философия» уводила колоссян от истины в рабство заблуждения. Таким образом, Апостол изобразил философию как хищника, ищущего поработить христиан в «пустое обольщение» (ст. 8).

«Пустое» говорит о чёмлибо бессодержательном, лишенном истины, тщетном, бесплодном и неэффективном. Философия притязает на истинность, но является полным обманом. Она похожа на рыбака, который ловит свою добычу, пряча смертельный крючок во вкусной наживке. Рыба считает, что нашла себе еду, но вместо этого сама становится едой. Подобным образом, и те, кто принимает человеческую философию о Боге или человеке, могут полагать, что принимают истину, но вместо этого получают чистой воды обман, который может привести их к вечному осуждению.

Философия бесполезна, потому что основана на «предании человеческом» и «стихиях мира» (ст. 8), а не на Христе. «Предание человеческое» — это человеческие теории, передаваемые из поколения в поколение. Большинство философов строят своё учение на учении своих предшественников. Кто-нибудь начнёт развивать мысль, другой развивает её дальше, и так до бесконечности. Это система колебаний в цепи человеческих традиций, которая только усиливает заблуждение и невежество.

Фраза «стихии мира» буквально означает «пункты в колонке» или «вещи в определенном порядке» (такие как 1, 2, 3 или А, Б, В). Она подразумевает наставление, которое даётся ребенку. Павел говорит, что хотя она якобы и выглядит замысловатой, на самом деле человеческая философия недоразвита — она несерьёзна и безосновательна. Оставление библейского откровения ради философии подобно возвращению в детский сад после окончания университета. Даже самая высшая человеческая философия ничего не может прибавить к истине Христа. Она препятствует и заглушает истинную мудрость и приносит только инфантильное юродство, заблуждение и обман.

В 1 Кор. 1:18-21 Павел говорит: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божья. Ибо написано: «Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну».

Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божьей, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

Человеческая мудрость не может дополнить Божье откровение. Более того, она неизбежно противится и противоречит Божественной истине. Даже лучшее из человеческой мудрости — это обычная глупость в сравнении с Божьей безграничной мудростью.

Христианам нет никакой необходимости обращаться к человеческой мудрости. Они имеют ум Христов (1 Кор. 2:16). Его великая, совершенная, непостижимая мудрость открывается нам в Слове Божьем с помощью Святого Духа. Это должно побудить нас сказать вместе с псалмопевцем:

Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нём. Заповедью Твоей Ты соделал меня мудрее врагов моих; ибо она всегда со мной. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твоё. От судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня. Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше мёда устам моим. Повелениями Твоими я вразумлён; потому ненавижу всякий путь лжи (Пс. 118:97-104).

Зачем оставаться пленником философии, когда можно постигать совершенную Божью истину?

В Кол. 2:9-10 Павел проводит важную параллель: «[Во Христе] обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём». Здесь он дважды употребляет слово «полнота» — перевод греческого слова плерома. Так как Христос — совершенный Бог, наша достаточность в Нём — совершенна. Человеческая мудрость не может добавить ничего к тому, что уже открыто во Христе.

Наша достаточность во Христе основана на совершенном спасении и совершенном прощении, которые Апостол Павел описывает в стихах 1114. Он говорит, что мы перешли от духовной смерти к жизни через прощение наших беззаконий (ст. 13). В 14м стихе он рисует яркую картину этого прощения, говоря, что Иисус Христос «[истребил] учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». В дни Иисуса Христа, когда распинали человека, список его преступлений часто прибивался гвоздём к кресту, над головой распятого. Его смерть была платой за те преступления. Преступления, пригвоздившие Христа к кресту, были не Его, а наши. Так как Он понёс наказание за нас, Бог уничтожил наш долговой вексель.

К совершенному спасению и совершенному прощению Апостол Павел добавляет третью мысль: совершенная победа (ст. 15). Своей смертью и воскресением Христос восторжествовал над силами ада, этим самым давая нам победу над самим врагом душ человеческих.

Во Христе мы имеем совершенное спасение, совершенное прощение и совершенную победу — источники, достаточные для всех жизненных вопросов. Это настоящая достаточность! Что может добавить к этому философия?

Джон Ф. Мак-Артур. «Наша достаточность во Христе». Перевод: С. Омельченко. Славянское Евангельское Общество, © 2005, Второе издание на русском языке.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: