reveal@mirvboge.ru

Соотношение истории и вера.

В категориях: Без рубрики

приход

Центральная идея Евангелия Христа и современность.

Джорж Лэдд

Наши дни центральное место в богословских диспутах занимает проблеме соотношения истории и веры. Доказывают ли историческо–критические исследования трансцендентность Иисуса? Как может вера действительно быть верой, если она зиждется на историческо–критических фактах? Бультман отстаивает мнение, что вера должна быть верой единственно в Слово Божье. Если вера опирается на исторические доказательства, это уже не настоящая вера, она основана на делах историка.

Однако мы не собираемся проверять веру, основываясь на критических наработках. Наша задача здесь — попытаться описать историческую ситуацию, в которой учил и жил Иисус, потому что библейское богословие — дисциплина в первую очередь описательная. Трудно согласиться с Иеремиасом в том, что конечный результат критического изучения исторического Иисуса «всегда один: мы сталкиваемся с Самим Богом». История не обязательно ведет к Богу. Рационалистическая ортодоксия может умозрительно согласиться с нашими находками и не встретить при этом Бога. Богословие и история — интеллектуальные занятия; вера же требует полной преданности человека. Историк вполне может прийти к выводу, что Иисус считал Себя воплощенным Сыном Человеческим, единородным Сыном Божьим, и смеяться над этими заявлениями. Среди историков полно людей, одержимых комплексом Мессии. Вера — следующий после исторического исследования шаг, не обязательный для него.

История не подтверждает разумности моей веры, но для подлинной веры она необходима — по крайней мере, для человека, которого интересует история. Большинство людей верят в провозглашенное Слово Божье, не подвергая критической проверке историчность событий, о которых в нем говорится. Но когда человек поверил в Слово, а потом познакомился с историей и вынужден прийти к выводу, что все описанные в Слове события ей противоречат, поддерживать веру трудно. В этом плане мы согласны с Моулом: «Истинная вера не обязательно должна быть слепой. Для того чтобы верить, надо видеть — хотя бы что–то. Решение принять Иисуса как Господа нельзя принять без исторических свидетельств — да, именно исторических! — об Иисусе. Если решение принято без исторических свидетельств, то это вера не в Иисуса (историческую личность), а в идеологию или в идеал».

Если понятие «исторического Иисуса» — продукт философских посылок о природе истории, то не является ли «библейский Христос» продуктом веры? Мы отвечаем: нет. Библейский портрет Христа — продукт библейского свидетельства апостолов. Моя вера не создает это понятие, но моя вера в то, что природа Бога и истории допускают существование такого Иисуса, как Он изображен в евангелиях, позволяет мне принять библейское свидетельство. Человеку, который интересуется историей, история должна дать адекватное обоснование веры. В конечном итоге, вера приходит, когда мы слушаем Слово Божье (Рим. 10:17).

Джорж Лэдд, Богословие Нового Завета: Пер. с англ. — СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2003. — 800 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: