reveal@mirvboge.ru

Денег у населения меньше, но пациенты все чаще уходят в платные клиники.

В категориях: Аналитика и комментарии,Интересное рядом,Социология, культурология, история

пациенты

Отечественное здравоохранение оторвалось от населения.

Анатолий Комраков

Сотрудничающий с Минздравом фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал удивительные результаты опросов о платной медицине в РФ. Оказывается, почти 40% россиян готовы платить за медицинские услуги, которые в принципе можно было бы получить и бесплатно. Такую тягу населения к платной медицине трудно объяснить в условиях падения доходов населения, которое уже шестой год живет в режиме строгой экономии.

Более трети опрошенных – 34% считают, что качественные медицинские услуги можно получить только за деньги, через кассу медицинского учреждения или дав взятку врачу. При этом 39% россиян, а среди молодежи все 47% утверждают, что готовы платить за медицинские услуги, которые в принципе можно было бы получить и бесплатно. Это связано с их стремлением сэкономить время или получить более качественную услугу.

В российском здравоохранении дела обстоят плохо, уверены 53% граждан, и за последние четыре года доля таких ответов взлетела на 21 процентный пункт (п.п.), свидетельствуют данные апрельского опроса ФОМ. А доля тех, кто уверен, что со здравоохранением в России все хорошо, с июля 2015 года сократилась на 14 п.п. Обратной точки зрения придерживаются 14% граждан (на 3 п.п. меньше, чем в июле 2015 года). Именно столько сограждан обращают внимание на установку нового медицинского оборудования, оснащение больниц, ремонты и строительство новых зданий для медучреждений.

Еще более крупными целями по оздоровлению российской медицины оперируют чиновники. С января 2019 года в России началась реализация национального проекта «Здравоохранение», основная цель которого – увеличение продолжительности жизни населения до 78 лет к 2024 году, на что планируется потратить около 1,5 трлн руб. Однако в 2005 году уже запускали программу по повышению качества медпомощи, на реализацию которой в 2009–2012 годах было потрачено более 600 млрд руб. По ее итогам средняя продолжительность жизни в России увеличилась на несколько лет.

По данным экспертов Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР), с 2000 по 2015 год количество больниц в России сократилось в два раза, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс., а количество больничных коек – в среднем на 27,5% (в сельской местности – почти на 40%). Также и Счетная палата отмечала, что «оптимизация» здравоохранения привела к снижению доступности медицинской помощи и некоторому росту заболеваемости.

Немало проблем возникло в ходе реализации прошлых майских указов (2012 года) о повышении зарплат медперсонала. Ради повышения средних зарплат врачей происходило сокращение среднего и младшего медперсонала, что вряд ли повысило качество обслуживания.

Россияне жалуются на дороговизну лечения и лекарств, расширение платной медицины (12%), низкую квалификацию медицинских работников и качество лечения (8%), сложность записи к врачам и большие очереди (7%) – это результаты апрельского опроса, но с тех пор ситуация не изменилась. Без внимания населения не осталась также нехватка медицинских кадров, плохое отношение медицинских работников к пациентам, сокращение койко-мест.

По данным соцопроса ВЦИОМа, деградацию отечественной медицины россияне считают одной из трех наиболее острых проблем страны после низкого качества жизни и слабой экономики. Проблему признают и чиновники. В конце апреля министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила, что в некоторых регионах появилась тенденция выдавливания населения из программы госгарантий и переориентирования на получение платных медицинских услуг. По ее словам, больше других территорий этим грешат Южный и Дальневосточный федеральные округа. «Выдавливание из программы ОМС происходит вопреки тому, что она имеет хорошее финансовое обеспечение и по итогам года субъекты имеют остатки на счетах, то есть деньги не осваиваются», – подчеркнула Скворцова.

По оценкам компании BusinesStat, в 2018 году стоимость услуг, оказанных коммерческой медициной, выросла, несмотря на снижение доходов населения почти на 11%, и составила 483 млрд руб.

«Снизить уровень недовольства граждан государственной медициной можно с использованием опыта других стран, где во главу угла поставлена удовлетворенность пациента общением с врачом. К индикаторам качества медицинских услуг относится, в частности, доля пациентов, которым врач уделил достаточно времени. Оценивается также доля тех, кто считает своего врача вовлеченным в проблему каждого конкретного пациента», – сказала «НГ» директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. По ее словам, врачи в РФ часто не умеют или не хотят разговаривать с пациентом, забывая знаменитое выражение «слово лечит». Причем это относится не только к врачам, но и к функционерам, считает Попович.

ng.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: