reveal@mirvboge.ru

Откуда мы узнаём об Иисусе?

В категориях: Аналитика и комментарии,Интересное рядом,Социология, культурология, история

иточни

Бог Есть

Если мы хотим задать исторические вопросы об Иисусе, то мы должны выяснить, какие источники имеются и какую информацию они предоставляют. Эти источники, главным образом, представляют собой древние писания, в которых упоминается Иисус. В интересах объективности мы начнём с нехристианских источников.

Немногие древние нехристианские источники рассказывают об Иисусе. Это может вызвать удивление, учитывая, насколько известен Иисус сегодня. Как могло так получиться, что авторы, жившие в одно с Ним время и чуть позже, не обратили на Него внимание? Ответ заключается в том, что Иисус жил и умер в относительной безвестности и потому большинству Своих современников просто не был известен. Он родился в бедной еврейской семье на окраине Римской империи. Насколько мы можем судить, Он никогда не выезжал за пределы Своей маленькой родины, за исключением того короткого периода, когда Он был младенцем и Его родители увезли Его в Египет, где скрывались от гнева Ирода (Мф. 2:13–15). События вокруг Его смерти были восприняты знавшими о них как следствие каких-то разборок среди евреев, на которых-то вообще их неиудейские современники смотрели сверху вниз. Поэтому неудивительно, что более древние авторы не писали о Нём. Было бы более удивительно, если бы кто-то из них это сделал!

Однако кое-кто всё же написал. Эти источники делятся на две категории: языческие (то есть не христианские и не иудейские) авторы и иудейские авторы.

Языческие источники об Иисусе

Тацит был римским историком первой половины II века н.э. Около 115 г. он написал следующее о великом пожаре в Риме, который произошёл в 64 г. н.э. и который, по слухам, возник по приказу самого императора Нерона:

«Ни человеческие усилия, ни щедрые дары императора и ни приношения богам не искоренили губительное убеждение в том, что пожар возник по приказу. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть, и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте…» (Тацит. Анналы 15.44.2–8).

Тацит не был сторонником христианства, так что его нельзя обвинить в том, что он был пристрастен к Иисусу или Его последователям. Тем не менее, его сообщение частично подтверждает информацию об Иисусе, представленную в Новом Завете, а именно: что Его называли «Christus» (латинская форма имени «Христос»), что Он был казнён «в… правлении[е] Тиберия» (Лк. 3:1) и что Его палачом был «Понтий Пилат», который был тогда правителем Иудеи, как и сказано в Новом Завете.

Ещё одним римским историком, жившим в конце I — начале II вв., был Светоний. Он не говорил много об Иисусе, но упомянул Его в связи с указом, изданным около 49 г. императором Клавдием: «Поскольку иудеи постоянно причиняли беспокойство по наущению Хрестуса, [Клавдий] выгнал их из Рима» (Светоний. Клавдий 25.4). Имя «Хрестус» (от греческого хрестос что значит «добрый, любящий»), очевидно, появилось у Светония по причине неправильного понимания им титула Иисуса «Христос» (Христос — эквивалент еврейского слова машиах, что значит «помазанник», мессия»). Мы не можем заявлять это наверняка, но похоже, что Светоний говорил о конфликтах между римскими иудеями и христианами из иудеев, которые, как он понимал, происходили «по наущению» самого «Хрестуса». Римлян мало интересовали межиудейские распри, и даже когда они пытались выяснить, что происходит, они часто всё неправильно понимали (см. Деян. 23:26–30; 25:13–22). Хотя информации у Светония очень мало, из неё всё же следует, что он знал об Иисусе, даже если и не имел чёткого представления о том, Кем Он на самом деле был.

Другой языческий источник ещё интереснее. В 112 г. н.э. Плиний, римский правитель в провинции Вифиния, написал письмо императору Траяну, спрашивая его, как ему поступать с людьми, которых обвиняют в том, что они христиане. (В тот момент истории христианство было незаконной религией, главным образом потому что христиане отказывались поклоняться образу императора). Следует ли ему разыскивать и преследовать их или же достаточно будет разбираться с ними только в том случае, если их приведут к нему и официально обвинят? У нас есть ответ Траяна, в котором он давал указания Плинию следовать второму варианту. Один отрывок из длинного письма Плиния особенно интересен. Описывая христианские богослужебные собрания, он сообщал:

«…они в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались преступления не совершать, воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное; после этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной. Но и это они перестали делать после моего указа, которым я, по твоему распоряжению, запретил тайные общества» (Плиний. Письма 10.96).

Плиний упомянул «Христа» по имени, и он понимал, что христиане поклонялись Ему «как богу» уже в это время. Это указывает на то, что вера в божественность Иисуса появилась не в более поздний период, как утверждают некоторые. Христиане I века понимали, что их преданность Христу требует от них высокоморального образа жизни. Это не единственное упоминание «Христа» у Плиния; в другом месте письма он пишет, что некоторые люди, будучи обвинёнными, «похулили Христа», чтобы избежать наказания.

Двумя другими языческими авторами меньшей значимости, писавшими об Иисусе, были Цельс и Лукиан Самосатский, ни один из которых не питал большого уважения ни к Иисусу, ни к христианам. Работа Цельса «Правдивое слово» (177–78 гг. н.э.) известна нам по цитатам в произведениях Оригена, христианского апологета III века. Согласно Оригену, Цельс сочинил разговор между иудеем и Иисусом, в котором иудей заявляет, что Иисус был рождён не от девственницы (как утверждают Евангелия от Матфея и от Луки), а что Мария была прелюбодейкой и забеременела от солдата по имени «Пантера». Очевидно, в этом имени отражена игра слов: ему созвучно греческое слово «девственница» (партенос). Цельс также заявляет, что Иисус в Египте изучал магию, а затем вернулся в Палестину и провозгласил Себя богом. Лукиан, живший около 115–200 гг. н.э., говорит, что христиане почитали Иисуса Богом, а затем делает довольно-таки подтасованную ссылку на «человека, который был распят в Палестине из-за того, что принёс в мир этот новый культ» (Лукиан. О смерти Перегрина 11). Неясно, отождествлял ли Лукиан того распятого с Иисусом. Хотя очевидно, что и Цельсу и Лукиану были безразличны христианство и Иисус, их сочинения, по крайней мере, свидетельствуют о том, что Он жил, что были люди, верившие, что Он был рождён от девственницы, и что Он был распят.

Иудейские источники об Иисусе

Самым значительным древним иудейским автором был Иосиф Флавий, историк конца I века нашей эры. Иосиф Флавий, написавший подробную иудейскую историю, наряду с Новым Заветом является нашим главным источником информации об иудаизме во времена Иисуса. В своём двадцатитомнике, называемом «Иудейские древности», опубликованном в 93–94 гг. н.э., он написал следующее о первосвященнике Анне:

«Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц. Обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями» (Иосиф Флавий. Иудейские древности 20.9.1).

Обратите внимание, что Иосиф Флавий знал как имя Иисуса, так и то, что его называли «Христос» («Мессия»). Он также подтвердил новозаветную информацию о том, что у Иисуса был брат по имени Иаков (Мф. 13:55; Гал. 1:19). Второе упоминание об Иисусе в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия вызывает больше сомнений:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. Он был Мессия. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту, но те, кто раньше любили его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили об этом и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени» (Там же, 18.3.3).

Спорным этот отрывок делает открытое заявление, что Иисус был больше, чем человек, и что Он был Мессией Израиля, воскресшим из мёртвых. Проблема в том, что Иосиф Флавий, не будучи христианином, скорее всего, не верил в это. Похоже, что перед нами настоящий текст, написанный Иосифом Флавием, в котором он упоминает Иисуса, но переработанный неким редактором-христианином. Прочтите отрывок ещё раз, опуская явно христианские вставки, и у вас, скорее всего, получится более точная картина того, что писал Иосиф. Однако важно то, что Иосиф Флавий, даже не будучи верующим, подтвердил многие факты, касающиеся Иисуса, которые также записаны в Евангелиях: Он был учителем (Лк. 18:18), Он привлёк к Себе последователей как из иудеев, так и из язычников (Ин. 12:20, 21), Он был казнён Пилатом по «предложению» иудейских религиозных вождей (Мф. 27:1, 2), и Он был распят (Мф. 27; Мк. 15; Лк. 23; Ин. 19). Иосиф Флавий также подтвердил, что последователи Христа были явно выделяющейся группой в иудаизме и назывались «христианами» (Деян. 11:26; 1 Пет. 4:16). Это существенная информация.

В связи с Иисусом представляет интерес ещё один отрывок из Иосифа Флавия. Историк обстоятельно написал об Иоанне Крестителе, представив его как человека, призывавшего иудеев вести праведный образ жизни и проповедовавшего справедливость, благочестие и крещение (Там же, 18.5.2). Он отметил, что Ирод Антипа боялся Иоанна из-за его влияния на людей (см. Мк. 6:19, 20) и поэтому в конце концов посадил его в тюрьму и казнил. Это в точности соответствует тому, что написано об Иоанне и его учении в Новом Завете, хотя в данном тексте Иосиф ничего не говорит в связи с Иоанном об Иисусе. Другим важным иудейским источником об Иисусе является Талмуд. Это собрание сочинений датируется 5–6 веками н.э., хотя многие правила и комментарии раввинов, содержащиеся в нём, написаны на столетие или даже ещё раньше. Многочисленные ссылки на Иисуса признают Его чудотворцем, но, как обычно, утверждается, что Он был чародеем. Талмуд не отрицает то, что Иисус существовал или что Он творил чудеса, но его авторы отказываются признать, что источником Его силы был Бог (см. Мк. 3:22).

Выводы относительно этих источников

К какому заключению мы можем прийти относительно этих языческих и иудейских источников, сообщающих об Иисусе?

(1) Они подтверждают, что Он действительно жил. В свете свидетельств римских и иудейских историков, Иисус существовал. Время от времени мы можем по-прежнему услышать заявления о том, что Иисус никогда не жил или что мы не можем узнать из истории, жил ли Он на самом деле. Люди, которые делают такие заявления, либо не знакомы со свидетельствами, либо поступают нечестно, отказываясь признать их.

(2) Эти источники подтверждают несколько основополагающих фактов об Иисусе, которые записаны в Евангелиях. Они показывают, что Он жил в Палестине в I веке н.э., что у Него был брат по имени Иаков, что иудейские начальники потребовали Его смерти и что Он был распят римлянами во время правления Пилата. Кроме того, они подтверждают, что Он был учителем, что Его служение сопровождалось чудесами, что Его последователи верили в то, что Он Мессия, что Ему поклонялись как Богу и что Его последователи назывались «христианами». Нехристианские источники не дают нам дополнительной информации, которая не была бы уже представлена в Евангелиях, но то, что они подтверждают информацию Нового Завета, очень важно, так как исходит из источников, которые нельзя обвинить в поддержке христианства.

mail.google.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: