reveal@mirvboge.ru

Конфликты между верными во Христе – без судов.

В категориях: Библия говорит,Комментарии,Личность, обращенная к Богу,Общество, Церковь и власть

суд1

Исследование Писания

«А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собой. Почему бы вам лучше не оставаться обиженными? Почему бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев». (1 Кор.6:4–8)

Стих 4. Риторические вопросы Павла продолжают подчёркивать абсурдность того, что святые решают мирские конфликты в светских судах. Житейские тяжбы (биотика) касаются либо содержания семьи, либо межличностных отношений. Граница землевладения, отведённое место на рыночной площади, возвращение долга, согласованная оплата труда могли втянуть в конфликт иначе вполне приятных людей. Такие конфликты могли спровоцировать гнев и озлобление. Когда верующие для решения своих конфликтных ситуаций прибегали к услугам мирских судов, в которых без взяток и лести было не обойтись, подрывалось братство и единство церкви.

Павел не пытался свести к минимуму споры, возникающие среди верующих, и не имел в виду, что эти споры всегда можно разрешить по принципу «хорошо — плохо». Он говорил, что уважаемые члены церкви способны скорее вынести справедливое решение, приемлемое для всех сторон, нежели мирские судьи. В Международном Библейском Обществе стих 4 переводится побудительным, а не повествовательным предложением (глагол стоит в повелительном наклонении: «ставьте» [катидзете] вместо «поставляете»), и перевод звучит так: «В этом случае лучше ставьте судьями над собой самых незначительных в вашем собрании». Смысл в том, что лучше церкви ставить судьями наименее достойных своих членов, чем христианам подавать иски друг на друга в светские суды. Даже самые незначительные из них смогут урегулировать житейские тяжбы более компетентно, чем неверующие. Сложно сказать, какой перевод лучше, Международного Библейского Общества или Синодальной Библии. Оба хорошо вписываются в контекст, но первый лучше соответствует ожиданиям читателя, что Павел будет призывать свою аудиторию решать личные проблемы внутри церкви.

Стих 5. Апостол находит ироничным, что коринфяне ведут себя так, как будто не способны принять мудрое решение, когда между братьями возникают споры. В своих ссорах по поводу приверженности фаворитам они продемонстрировали, какого они высокого мнения о собственной мудрости (см. 3:18–20). Что же произошло с этой самоопределённой мудростью? Почему её было в изобилии в их философских диспутах и совсем не хватало в практических делах урегулирования житейских тяжб? Апостол ожидал, что мудрость будет применена к церковной жизни.

Среди духовных даров, которые Павел видел у этих братьев, был дар правильно судить, который мог направить их, когда возникали споры. Некоторые явно обладали даром «управления» (от кибернэсис), согласно 12:28. Это слово означает способность руководить, подобно капитану корабля, который ведёт судно безопасным курсом. Люди с таким даром должны были оказаться на высоте положения и взять на себя управление церковью в Коринфе в трудные времена. Отказ человека с таким даром принять на себя эту ответственность ставил под сомнение его веру. Мудрые братья не должны были медлить с вынесением решений, когда церковь нуждалась в них. Если церкви недоставало мудрых людей или она отказывалась обращаться к мудрым за наставлением, то стыд и позор такой церкви.

Стих 6. Во всё время, пока Павел разбирал обстоятельства, при которых брат обращался в светский суд, чтобы урегулировать спор с братом, он отказывался в это поверить. Проблема была двойной: мудрые верующие показали себя робкими, и христиане, поглощённые мирскими интересами, не хотели идти на компромисс, чтобы разрешить конфликты. В результате в церкви не только появилось лицемерие, но она ещё публично покрыла себя позором: брат с братом судится. Представляя свои дела перед неверными, христиане публично демонстрировали этим, что среди них нет человека мудрого, которому бы можно было доверить решение таких дел. Они показали себя такими же алчными, эгоистичными людьми, какими они были до того, как познали Христа. Павел, как и Господь, ожидал от них лучшего поведения.

Стих 7. Более тревожным, чем то, что брат судился с братом в языческих судах, был тот факт, что они совершенно не брали в расчёт то, что взаимоотношения между верующими должно отличать великодушие и прощение. Члены церкви не только не желали улаживать свои споры, обращаясь к мудрым людям за наставлением, они ещё и демонстрировали дух соперничества. Никто не хотел прекратить малейшее дело, если была перспектива выгоды.

«И то уже весьма унизительно для вас, — говорит Павел, — что вы имеете тяжбы между собой». Иисус оставил пример, которому лучше бы им было последовать. Будучи богат, Он ради них обнищал, чтобы они обогатились (2 Кор. 8:9). Если враг хотел судиться с последователем Христа из-за рубашки, то, сказал Иисус, Его последователю следует отдать врагу и свою верхнюю одежду (Мф. 5:40). При этом Он добавил: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (5:42). Когда верующий судился с верующим в суде, от этого не выигрывал ни тот, ни другой.

Если христианин убеждён, что верующий собрат поступил с ним несправедливо, то один из возможных вариантов у него — прекратить дело и простить обидчика. Если брат настаивает на более высокой оплате труда, чем было принято, то в высшей степени по-христиански будет — заплатить ему дополнительную сумму. Если он претендует на кусок земли, на один-два метра превышающий установленные границы, Иисус сказал бы: «Дай ему эту землю». Вместо того чтобы настаивать на неукоснительном соблюдении справедливости, на которую, как нам кажется, мы имеем право, Павел восклицает: «Почему бы вам лучше не оставаться обиженными? Почему бы вам лучше не терпеть лишения?»

Каковы границы этого великодушия? Что делать, если алчность превосходит терпение и благотворительность? Когда доброжелательные и добросовестные переговоры ни к чему не приводят, вперёд должны выступить мудрые члены церкви. Разбираться в утверждаемых несправедливостях нужно внутри общины верующих. Такой порядок действий рекомендуется и для современных христиан точно так же, как он был рекомендован для христиан в древние времена.

Стих 8. Особенно Павла возмутило то, что христиане в Коринфе были более заинтересованы в использовании тонкостей местного законодательства для собственного обогащения, чем в соблюдении справедливости. Вместо того чтобы демонстрировать свою готовность остаться обиженными ради мира и доброжелательности среди братьев, они, обвиняет Павел, сами обижа[ли] и отнима[ли]. Плохо уже то, что верующие готовы были продвигать собственные интересы вплоть до несправедливости по отношению к своим неверующим жертвам, но некоторые в Коринфе обирали даже тех, кто был одной с ними веры.

Было бы интересно послушать Павла, когда он, глядя в глаза обидчикам, говорил: «Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев». Верующие связаны друг с другом уникальными узами единства и братства (Гал. 6:10). Когда христианин совершает несправедливость по отношению к собрату по вере в Господа Иисуса, то это вдвойне достойно осуждения, потому что страдает всё тело. Павел показал, что для противостояния греху и несправедливости иногда нужно больше, чем мирные рассуждения и покладистый характер. Апостол не хотел иметь ничего общего с тем, как коринфяне вели себя в этом вопросе. Он считал их поведение неблагоприятным для тела Христа.

facebook.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: