reveal@mirvboge.ru

В дни тревог и сомнений в надежде на Бога мы находим радость.

В категориях: Библия говорит,Комментарии,Слово Божье к человеку,Спаси и сохрани

молитва

Древняя книга с современными вопросами.

Бог есть

"Доколе, Боже, Ты будешь позволять злу свирепствовать? Доколе будешь позволять продажным политикам принимать законы, губящие наш народ? Доколе будешь терпеть насмешки, богохульство и грубые шутки, оскверняющие Твою праведность? Ты наказывал зло раньше, так почему сейчас наказание запаздывает? Сколько еще всего я должен вынести, Боже?” Все эти вопросы имеют один общий момент. Даже при абсолютной вере в Бога существуют сомнения, потому что вера не стыкуется с фактами жизни. Это ведет к растерянности и недоумению. Мы знаем, что Бог — абсолютный Властелин, но порой нам кажется, что обстоятельства выходят из-под чьего бы то ни было контроля. Что должен делать сбитый с толку христианин?

Один студент богословия, начитавшись агностических аргументов, отвергающих божественность Христа, пошел за разъяснениями к профессору. Преподаватель терпеливо выслушал его и сказал: "Мой дорогой юный друг, ваши трудности идут от головы. Если я отвечу на эти, возникнут новые. Наилучший способ устранить их и оградить себя от будущих подобных проблем — это должным образом познать Христа. Замените свои сомнения знанием, и вы будете в безопасности”. Юноша последовал совету и обнаружил, что, как только он обрел должное знание о Христе, все сомнения исчезли.

Средство от сомнения — истинное знание. С обретением знания сомнения рассеиваются. Такая же ситуация была и у пророка Аввакума. Он признается в больших сомнениях, затрагивающих даже Божью природу. Путь Аввакума от ошеломляющего сомнения к восторженному пониманию — основа этой серии уроков.

Аввакум — один из наиболее неизвестных малых пророков. Мы имеем о нем лишь самые краткие сведения и часто говорим о нем, как о “том человеке в Ветхом Завете, у которого странное имя”! Историки ничего нам не рассказывают о нем. Писания хранят молчание, за исключением нескольких слов в 1:1: “Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум” и 3:1: "Молитва Аввакума, пророка, для пения". Он — "один из пророков, часто теряющихся в архивах Ветхого Завета". Это трагедия, что христиане игнорируют Аввакума, потому что так мы никогда не откроем для себя ценную весть, содержащуюся в его книге. “В Ветхом Завете нет такой книги, которая бы могла сделать больше для обремененных человеческих душ и поднять их на более высокие уровни надежды и уверенности, чем короткое пророчество Аввакума" (Рудольф Норден).

Эта чудная книга содержит важные уроки и отвечает на насущные вопросы. Несколько страниц этой вести содержат в себе огромное богатство.

Пророк

Имя Аввакума — нерешенная тайна Библии. Похоже, оно не израильского происхождения. Некоторые полагают, что это имя имеет ассирийские корни и означает цветок. Если так, то Аввакум должен был родиться, когда Иудея испытывала на себе сильное ассирийское влияние. По-еврейски имя пророка произносится "Хабаккук". Корень этого имени можно усмотреть в аккадском слове хамбакуку, означающем какое-то растение. Большинство комментаторов думает, что “Хабаккук” происходит от еврейского глагола хабак, что значит "обнимать; прижимать к сердцу”. Что бы ни означал корень и каково бы ни было его значение, это имя встречается только в одной книге Библии.

Мы больше знаем о призвании Аввакума. В конце книги есть приписка, отраженная в Современном Переводе: “Начальнику хора. На струнных инструментах”. Из неё можно понять, что Аввакум был левитом, руководителем храмового хора. Чтобы получить такую должность, он должен был обладать большими поэтическими и музыкальными способностями.

Из пророчества мы узнаем, что Аввакум был известной личностью в Иерусалиме. Простое определение “пророк" (1:1; 3:1) указывает, что его знали именно как “пророка". Когда кто-то говорил в его дни: “Пророк сказал...”, — все понимали, что это сказал Аввакум.

Аввакум был человеком великой веры! Горячая вера — отличительная черта его пророчества. Его книга содержит величайшее выражение веры во всем Ветхом Завете (3:17-19). Кайл Йетс писал о нем: “Наделенный духом благоговейного почтения, он был тонким, чувствительным, высокоодаренным человеком, более серьёзно, чем кто-либо, обеспокоенным положением дел в царстве".

В Аввакуме мы видим замечательного человека, чья вера была абсолютной. И хотя он сомневался в Божьих действиях, он никогда не сомневался в Божьем всевластии.

Пророчество

Эта малоизвестная книга содержит современную весть. Мы увидим, что путь Аввакума очень похож на наш, когда жизненные разочарования влияют на нашу веру.

Пророчество Аввакума имеет некоторые уникальные аспекты. В нем почти не ощутим мессианский тон. Он говорит о вере, которая направляет праведную жизнь, а заявление о том, что Бог творит изумительные дела, сопоставимо с универсальностью благой вести. Однако в остальном это короткое пророчество мало что имеет сказать о грядущем Спасителе. Другой интересный момент в этом пророчестве состоит в том, что Аввакум говорит с Богом, а не от имени Бога. Это не было нормой. Обычно пророк передавал Божью весть определённой аудитории и призывал слушателей к праведности. Аввакум меняет этот нормальный порядок на противоположный, неся настоятельные вопросы о высшей справедливости от человека к Богу.

Разговор Аввакума с Богом отличается от разговора Ионы (Иона 4:1-11). Иона был очень сердит на Всемогущего и стоял со сжатыми кулаками и со сверкающими гневом глазами. Кулаки Аввакума тоже сжаты, но от отчаяния. Он в растерянности и хочет объяснений Божьих действий. Если смотреть на Аввакума с этой позиции, то Аввакум, помимо того, что является Божьим провозвестником, занимает еще одно положение. Он был “больше прозорливцем нравственности и глубоким богословом, нежели глашатаем будущего" (Фаррар). Эмоции этого недоумевающего пророка ясно слышны в его книге. “Несмотря на небольшой объем, это одна из самых возвышенных книг Ветхого Завета. Она написана красивым высоким стилем. Она пульсирует глубоким и страстным чувством” (Экселл).

Эта небольшая пророческая книга даёт божественное утешение всем, кого жизнь заставляет недоумевать. Когда возникает несправедливость, пророчество Аввакума дает этому объяснение! Ни одна ветхозаветная книга не способна “сделать больше для обремененных человеческих душ и поднять их на более высокие уровни надежды и уверенности, чем короткое пророчество Аввакума" (Норден).

Время пророчества

Время Аввакума характеризовалось хаосом и нечестивостью. Религия выродилась, став притворной, и модифицировалась, начав выражать личные прихоти. Царила духовная анархия; поведение людей отличалось бесчувственным отношением друг к другу. Казалось, общество, в котором жил Аввакум, вышло из-под контроля!

Точная дата написания пророчества Аввакума неизвестна. Некоторые относят ее к нечестивому правлению Манассии (686-642 гг. до н.э.), утверждая, что именно тогда общество демонстрировало такие черты, как общий хаос и падение нравов. Другие связывают её с более поздним периодом правления Иоакима (609-598 гг. до н.э.). Третьи считают, что она писалась во время царствования Иосии (639-609 гг. до н.э.), полагая, что слова Аввакума предвозвещали восстановление культа Яхве этим благочестивым царем. Но к какому времени ни относилось бы это пророчество, главное то, что оно было обращено к гражданам общества безнравственного и равнодушного к Божьему господству. Из-за того, что народ отверг Его правление, в Иудее наступил хаос, национальная деградация и политический крах. Исследовав состояние того времени, Мартин Ллойд-Джонс сделал такой вывод:

«Какая ужасная картина! В стране царят грех, безнравственность и порок, в то время как те, кто стоит у власти и кому доверено управление, ничего не делают и пребывают в праздности. Закон они применяют несправедливо и нечестно. Везде беззаконие... серьезное религиозное отступление... общая нравственная и политическая деградация».

Как время Аввакума похоже на наше! Несправедливость, безнравственность, насилие и масса других нечестивых действий отравляли жизнь невинных людей. Народ деградировал изнутри, а извне на него наступал жестокий враг (1:2-6). Кайл Йетс пишет: “Терпимость к распущенности, безнравственности и внедрению идолопоклонства, а также нарушения правосудия на местах — все это, несомненно, внесло свой вклад в проблемы Иудеи, которые в дни Аввакума стали неизлечимыми”. В дни Аввакума вопиющее зло стало считаться "респектабельным” (см. 2:4, 5, 15, 16).

Проблема Аввакума

Один факт в отношении Аввакума не вызывает сомнения: с верой у него было всё в порядке. Она была крепка. Он верил в Божье всевластие. Он знал, что Бог управляет небом и землей. Он нисколько не сомневался в Божьем всемогуществе. Проблема Аввакума состояла в том, что его крепкая вера не могла объяснить, как возможно то, что происходит в его обществе. Он смотрел вокруг на безнадёжное отсутствие порядка и вопрошал, почему Бог ничего не делает. Ему казалось, что Бог неэффективно использует Свою всевышнюю волю. Его отчаяние было результатом того, что он знал о Божьем величии, но не видел никаких действий со стороны Бога. Аввакум видел, что зло побеждает, а праведность проигрывает. Но еще больше его смущало то, что всё это происходило с народом, который был особо избран Богом! Все, что пророк мог сделать, это возмущаться и спрашивать: "Доколе зло будет издеваться над праведностью?”

Аввакум с горечью каждый день видел вокруг себя насилие, притеснение, раздоры и грабеж, бессилие закона, бесчестность правосудия, обман праведных нечестивыми. Он не мог понять, почему Бог не мстит злым и не превозносит праведных.

Недоумение Аввакума усугублялось еще и фактом Божьего вмешательства в прошлом. Тогда Бог не допускал, чтобы зло брало верх. Побеждала праведность. Но в дни Аввакума ситуация, похоже, в корне изменилась. Пророк хотел знать, как Бог может терпеть зло и даже позволять ему разрастаться.

Проблемы Аввакума можно сжато выразить в трех вопросах: (1) Неужели Богу все безразлично? (1:2). Он глубоко переживает оттого, что, кажется, Бог не заботится о тех, кто страдает безвинно. И хотя он знал, что Богу все это небезразлично, окружающее зло заставляло его задавать этот вопрос. (2) Неужели Бог не способен действовать? (1:3, 4). Кажется, что Бог бездействует, тогда как Аввакум делает все возможное. Пророк видел только свое собственное беспокойство об Иудее. (3) Неужели Бог непоследователен? (1:12—17).

Он знает, что Божьи “святые очи” не могут принимать зло, и все же ему кажется, что Бог не возражал против зла, когда вавилоняне стали Божьим орудием в наказании Иудеи. Как мог справедливый Бог использовать такой нечестивый народ для наказания Своего избранного народа? Как мог святой Бог осуществлять справедливость с помощью такого плохого народа? Использование Вавилонии кажется Аввакуму безнравственным, неэтичным и нечестным.

Уоррен Уирсби пишет: “Иногда мы предъявляем Богу то же обвинение. Мы говорим: «Боже, сколько я буду молиться об этом? Сколько я буду говорить Тебе об этом? Неужели мои молитвы Тебе безразличны? Неужели Ты, Боже, не способен действовать?”

И Бог отвечает на все эти вопросы пророка. Нам тоже нужна эта твердая вера Аввакума! Надеюсь, вы не позволили жизненным неурядицам убедить вас оставить такую веру, о какой мы читаем в 3:17-19? Насколько сильна ваша вера в Бога? Научитесь с уверенностью выражать такое чувство:

«Пусть я лишился работы и потерял здоровье, а силы зла, кажется, добиваются своего; пусть экономика не такая, какой бы я хотел ее видеть, а выборы дали не те результаты, на которые я надеялся, и мои друзья не ценят меня по достоинству, и все идет наперекосяк, я не откажусь от Тебя, Господи. Я не буду негодовать на Тебя, Господи. Я буду сомневаться и спрашивать, как Ты творишь Свои дела. Я не перестану спрашивать — но есть еще одно, что я тоже не перестану делать. Я не перестану радоваться Тебе. Ибо Ты моя твердыня, и Ты моя крепость» (Д. Стюарт Бриско).

facebook.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: