reveal@mirvboge.ru

Языческое поклонение

В категориях: Библия говорит,Комментарии

языческое

Бог Есть

Разговор о поклонении идолам поможет нам понять, чего Бог не хочет и почему Он не приемлет человеческих нововведений в области поклонения, а это, в свою очередь, откроет нам природу и параметры истинного поклонения. Какие отклонения от истинного служения были характерны для идолопоклонства?

«Для идолопоклонства в древности были характерны две формы отклонения от истинной религии: поклонение лжебогам посредством образов или иных способов и поклонение Господу посредством образов» (Стивен Барабас).

Идолослужение — это поклонение. Если бы Богу было угодно всякое поклонение, тогда в идолослужении не было бы ничего плохого. Несомненно, идолов необходимо отвергнуть, потому что это ложные боги; но угодно ли Богу использование языческой практики в истинном поклонении? Если всё, чего хочет Бог, — это просто поклонение, то разве плохо поклоняться изображению Бога? Бог объяснил, почему при поклонении нельзя использовать образы:

«Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира...» (Втор. 4:15-18).

Земные образы не должны использоваться в поклонении Богу, потому что Он бесплотен. Бог не желает, чтобы во время поклонения Его представлял идол. Бог есть дух (Ин. 4:23, 24), и о Нем нельзя думать в физических образах.

Авраам и его время

В книге Иисуса Навина имеется ссылка на древнейшее библейское сообщение об идолослужении: “... «За рекою жили отцы ваши издревле. Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам»" (Иис. Н. 24:2). Хотя о природе этих богов в Библии ничего не говорится, сведения о них можно почерпнуть в древних документах шумеров Месопотамии, где жили Нахор и Авраам. Религия шумеров, в основном политеистическая, строилась вокруг той концепции, что каждый город имеет своего бога, которому помогают всякие другие боги. Горожане имели своих собственных, личных богов. Их помещали в храмах, наряжали в дорогие одежды, каждый день приносили пищу и жертвы, развлекали пением и поклонялись с участием храмовых проституток мужского и женского пола, совершавших сексуальные ритуалы культов плодородия. Бог Таммуз (библ. Фаммуз), упомянутый в Иез. 8:14, был богом растительности. Люди верили, что летом он умирает (или его похищают), а осенью возвращается, потому что летом растения погибали, а осенью вновь оживали. Когда летняя испепеляющая жара убивала растительность, женщины ежегодно оплакивали уход Таммуза в потусторонний мир. Некоторые думали, что он уходит навсегда, а другие верили, что он возвращается каждую осень, когда всё вновь буйно начинает расти (Фрэнсис Стил и др.).

Авраам вышел из языческой среды, где даже его родственники поклонялись идолам. Возможно, сам он не поклонялся иным богам до того, как оставить Ур, а если и поклонялся, то отверг эту практику, когда стал поклоняться Яхве, единственному истинному Богу.

Иаков и Рахиль

Некоторые полагают, что случай, когда Рахиль взяла с собой семейных идолов (Быт. 31:19, 30-35), терафим, указывает на то, что она, возможно вместе с Иаковом, поклонялась им. Но вряд ли это соответствует истине.

«Хотя Рахиль могла всё ещё сохранять связь с религией своей юности, более вероятно, что семейные боги имели для неё юридическую или денежную ценность, а не просто религиозную. Материалы, найденные при раскопках г. Нузы, свидетельствуют, что владевшие домашними идолами могли претендовать на наследование семейного имущества... Если бы у Лавана были собственные сыновья в период проживания у него Иакова, то эти идолы принадлежали бы им. Рахиль думала о выгоде для своего мужа Иакова» (Гарбер).

Владение идолами было, скорее, вопросом юридическим, нежели религиозным. И то, что Рахиль взяла богов у Лавана, ещё не доказывает, что она поклонялась идолам.

То, что Иаков ставил столбы (Быт. 28:18, 22; 31:13; 35:14), тоже не доказывает, что он поклонялся им. Эти камни были памятниками (Быт. 35:20; 2 Цар. 18:18) во свидетельство о событиях, которые произошли в той или иной местности (Быт. 31:44-52; Исх. 24:4).

Некоторые из бывших с Иаковом имели у себя идолов. Он велел им бросить их и даже спрятал (Быт. 35:2-4). Его действия показывают, что он не одобрял идолов и, видимо, никогда не служил им.

Израильтяне в Египте

Во время 430-летнего пребывания в Египте израильтяне могли поклоняться идолам. На это, похоже, указывают Иис. Н. 24:14 и Иез. 20:5-8.

Египтяне были политеистами, поклонявшимися национальным, местным и личным богам. Древние рисунки и статуи изображают различных богов в образе животных, людей и животных с человеческими головами. Солнце, луна, воздух и река Нил также считались богами. Почти все значительные внешние проявления — плодородие, дождь, ветер, огонь, бедствия и даже скорпионы, кобры и крокодилы — считались богами. Казни, которые Бог навел на Египет, показали превосходство Бога над египетскими богами (Исх. 12:12).

Некоторые думают, что Аарон взял пример с египтян, когда сделал Израилю тельца для поклонения (Исх. 32:1-5). Возможно, и Иеровоам сделал двух идолов в виде тельцов для десяти северных колен Израиля (3 Цар. 12:26-33) под влиянием своего пребывания в Египте (3 Цар. 11:40). Но доказательств, подтверждающих это предположение, нет.

ИДОЛОСЛУЖЕНИЕ СРЕДИ СОСЕДЕЙ ИЗРАИЛЯ

Хананеи

После выхода из Египта и сорокалетнего скитания по пустыне Израиль вступил в Ханаан — землю, наводненную идолами. Зная, что люди попадут под влияние идолов, Бог предупредил Свой народ: «Не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их. Служите Господу, Богу вашему» (Исх. 23:24, 25).  «Если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью» (Исх. 23:33).

Завет, или десять заповедей (Втор. 4:13), запрещал Израилю иметь других богов (Исх. 20:3; Втор. 5:7). В своем поклонении Богу они не должны были подражать ритуалам соседних языческих народов (Втор. 20:17, 18).

После вступления в Ханаан Израиль вел себя сносно, служа Богу под руководством Иисуса Навина и верных ему старейшин (Суд. 2:7). Тогда же могло наблюдаться и служение идолам (Иис. Н. 24:20, 23), но поколения, выросшие после Навина, стали вовсю служить иным богам (Суд. 2:10-13). Особенно это проявлялось, когда Израилем управляли неправедные судьи (Суд. 2:16-19; 10:5, 6).

Ханаанские народы, исповедовавшие многобожие, поклонялись своим национальным богам и многим менее известным божествам. Среди них существовал обычай к своим богам добавлять богов народов-победителей. Не оставляя своих богов, они принимали богов своих завоевателей. Они рассуждали так, что боги победившего народа выше их богов, а иначе противник не одержал бы над ними победу.

Как только Израиль вступил в Ханаан, ханаанские боги стали для Израиля сетью. Бог повелел Израилю убить всех людей в Ханаане, уничтожить их идолов и не вступать с ними в брак (Втор. 7:1-5). Причина могла быть двоякой: (1) связь с ними могла привести Израиль к идолопоклонству (Втор. 7:3, 4) и (2) Израиль мог подхватить болезни подобные тем, что поражали египтян (Втор. 7:15), и которыми страдали хананеи за свои плотские мерзости.

Ассирийцы

Со временем Израилю и особенно северным племенам стали угрожать ассирийцы, которые, в конце концов, завоевали и рассеяли их по всей Ассирии. Около 730 г. до н. э. в Галилею вторгся Тиглатпаласар III (библ. Феглаффелласар), обложивший северное царство Израиль и южное царство Иудею данью. Десять лет спустя Саргон III захватил столицу Израиля Самарию и вывез самых богатых и талантливых людей, заменив их иноземными колонистами.

Религия ассирийцев была политеистической и во многом походила на религию вавилонян. Помимо Ашшура (или Ассура), их главного национального бога, у них было множество богов, которые, по их мнению, управляли всеми аспектами природы. Они считали, что их боги помогают рыбакам, садоводам, скотоводам и другим сельскохозяйственным работникам. Священники были заклинателями, провидцами и служителями в храмовых обрядах, включавших жертвоприношения, песнопения, молитвы и плачи. Многие женщины участвовали в обрядах плодородия, служили плакальщицами и толковательницами снов.

Вавилоняне

В 597 г. до н.э. Иудея подпала под владычество Вавилона. Многие иудеи были переселены в Вавилон, где они, находясь в плену, оставили идолослужение.

Свою религию вавилоняне и ассирийцы заимствовали у шумеров. Национальным богом вавилонян был Мардук (Иер. 50:2), эквивалент ассирийского бога Ашшура. У этих народов было много богов, которые, по их представлению, управляли их жизнью. Они верили также в бесов, которых, как они думали, их священники могли изгонять. Некоторые священники имели особую функцию — умиротворять гнев богов музыкой и плачем. Приносились в жертву животные, и их кровь выливалась; однако нет указаний на то, чтобы жертвы сжигались. Одним из главных праздников было празднование нового года. Жрицы служили в разных качествах. От одних требовалось вести целомудренную жизнь, а другие служили храмовыми проститутками. Для поклонения можно было использовать разные места, но самыми главными местами были храмы.

Заключение

Где бы Авраам и его потомки ни жили, всюду их окружало языческое поклонение. Ханаанская земля была наводнена идолами. Оставаться верными одному истинному Богу стало для Израиля одной из самых трудных задач. Как и другие народы вокруг него, Израиль иногда включал других богов в поклонение своему национальному божеству; для Израиля это был Яхве. Как человек кладет на себя несколько одеял, чтобы согреться холодной зимней ночью, так и Израиль добавлял себе богов. Они восприняли языческое представление, что чем большему числу богов человек поклоняется, тем большую помощь он может получить.

До своего пленения иудеи часто поклонялись богам соседних народов. После вавилонского пленения вернувшийся на родину остаток и те, кто жил в Иудее до прихода Христа, воздерживались от идолослужения.

facebook.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: