Как нам научиться прощать.
В категориях: Библия говорит,Верующий в обществе – границы возможного и допустимого,Комментарии,Христианин и общество

"До седмижды семидесяти раз"
Бог Есть
(Мф. 18:21, 22)
Однажды Петр подошел к Иисусу и спросил: “Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?” (ст. 21). Нам неизвестно, почему Петр говорил о цифре “семь". Раввины учили, что людям следует прощать до трех раз. Возможно, Петр решил, что семь лучше трех. Может быть, Петр, выбрал эту цифру, потому что она часто употреблялась для обозначения полноты. Не исключено, что Петр вспомнил, как Иисус однажды упомянул цифру семь, уча прощать: “Если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», - прости ему" (Лк. 17:4).
Иисус ответил Петру: “Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз” (ст. 22) - другими словами, до 490 раз! В некоторых древних рукописях значится "до семидесяти семи”. Точная цифра не важна. Иисус применил преувеличенную цифру, будь то 77 или 490, чтобы научить, что не должно быть предела нашей способности прощать. Иисус воспользовался преувеличением, чтобы преподать два важных урока о прощении. Первый: нам требуется выработать привычку прощать. К тому времени, как мы простим человека 490 раз, прощать станет для нас естественным занятием. Второй: пытаться считать, сколько раз нас обидели и как часто мы прощали - просто абсурдно. Смешно делать отметки в записной книжке каждый раз, когда мы прощаем кого-либо, приговаривая: "Я простил его уже в пятнадцатый раз. Еще 475 раз, и мне не придется его больше прощать!” "Любовь... не считает свои обиды” (1 Кор. 13:5, Современный Перевод).
То, что сказал Иисус Петру, не является отдельным учением. Прощение является важной частью плана Иисуса для Своей церкви. Он наставлял Своих последователей:
«Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14, 15).
«Не судите и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте и прощены будете» (Лк. 6:37).
Пример прощения (Мф. 18:23-35)
Велев Петру прощать “седмижды семьдесят”, Иисус продолжил Свое учение, рассказав притчу: притчу о безжалостном рабе.
«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов» (Мф. 18:23, 24).
Представьте себе такую картину: царь, вероятно, вернулся из длинного путешествия, и он призывает своих слуг и рабов. По одному подходят они к трону и отчитываются в своей службе. Наконец, предстает перед ним раб, который, по всей видимости, пользовался полным доверием царя, потому что господин доверил ему огромную сумму денег. Вначале слуга стоит, улыбаясь, затем его уверенный вид сменяется отчаянием, так как выясняется, что этот человек присвоил десять тысяч талантов царя!
Мы не можем безапелляционно утверждать, чему именно соответствуют “десять тысяч талантов". “Талант” - это не денежная единица, а некая мера веса драгоценного металла. Поскольку эта мера была разной в разных областях (так же, как и стоимость металла), то в оценке стоимости десяти тысяч талантов имеются большие различия. Достаточно сказать, что это была астрономическая сумма. В наших целях воспользуемся цифрой в десять миллионов долларов, что, скорее всего, намного ниже действительной стоимости такого количества, скажем, золота на современном рынке. Общий годовой уровень налогов для всей Палестины составлял всего восемьсот талантов. Чтобы заработать один талант, среднему работнику пришлось бы работать двадцать лет. Не будем вдаваться в подробности (например, как раб вообще мог накопить такой долг) - не это важно; главная мысль Иисуса в том, что человек был должен столько, сколько не в состоянии был вернуть.
Стих 25 говорит, что человек “не имел, чем заплатить" долг в десять тысяч талантов. Возможно, он проиграл деньги или потерял их при неудачном вложении. В любом случае, они пропали, и не было способа выплатить их хозяину. Когда царь разобрался в ситуации, "он приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что имел, и заплатить" (ст. 25) Так было принято. Поскольку такой долг невозможно было вернуть никогда, это означало пожизненный приговор для слуги и всей его семьи.
Когда правитель провозгласил свой приговор, раб пал ниц перед своим хозяином и начал умолять: “Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу”. Это было смешное утверждение, так как не было способа, которым он смог бы заплатить своему господину, но человек был в отчаянии!
И тут Иисус приводит этот замечательный пример прощения: "Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему” (ст. 27).
Иисус на этом не закончил Своего рассказа: “Раб же, вышед нашел одного их товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен»” (ст. 28). Раб, которому только что простили долг в десять миллионов долларов, очевидно, хотел отпраздновать это событие! Но поскольку денег у него не было, он решил найти такого же раба, который задолжал ему сотню динариев.
В те дни обычному работнику за день работы платили один динарий. И снова мы не можем быть уверенными в точности, чему в долларах соответствует сто динариев. Плата за труд в те дни была такой, что едва спасала работников от голодной смерти; в то время не было закона о “минимальной заработной плате”, защищающего права рабочих. Пусть будет восемнадцать долларов. Точная цифра не играет роли. Дело в том, что это была незначительная сумма по сравнению с той суммой, которую простили первому человеку.
Человек, которому простили 10 000 000 долларов, в конце концов, нашел своего товарища-раба. Когда он увидел его, он, “схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что должен»” (ст. 28). Я могу представить его крик: “Отдай мне мои 18 долларов!”, когда он сцепил свои руки у него на шее.
Тут же “товарищ его пал к ногам его, умоляя его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе»” (ст. 29). Это были в точности те слова, которые сказал первый раб, когда умолял царя о милосердии. Слова эти должны были пробудить его память и его совесть - но этого не произошло. Человеку простили 10 миллионов долга, а он не простил 18 долларов! Человек был в ярости оттого, что 18 долларов уплывали от него. Он не мог отпраздновать!
Кипя от гнева, он “пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга" (ст. 30). Так как, находясь в тюрьме, человек не мог заработать денег, безжалостный раб приговорил его к пожизненному заключению - всего лишь за несколько долларов!
За действиями человека наблюдали другие рабы. “Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее" (ст. 31). Царь был взбешен.
«Тогда государь его призывает его и говорит: “Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?” И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (ст. 32-34).
Нет сомнения, что человек еще раз умолял хозяина, но на этот раз напрасно. Он показал, что желал справедливости; царь предоставил ему эту справедливость! Иногда должников передавали в руки истязателей, которые применяли невыразимые пытки для того, чтобы заставить их признаться в тайных источниках денег - в чем-либо, что они могли припрятать. Так как у человека не было источника средств, подразумевается, что человека отдали на вечную муку; возможно, это ссылка на вечное наказание.
Иисус заключает притчу такими отрезвляющими словами: “Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (ст. 35). Перед нами выбор: либо прощать, либо лишиться прощения - того прощения, которое Бог желает предоставить нам! В Иак. 2:13 единоутробный брат Иисуса записал такие суровые слова: “Ибо суд без милости не оказавшему милости”!
Много замечательных уроков можно извлечь из этой притчи. Один относится к безнадежности грешника без благодати Божьей. Человек, имеющий долг в 10 миллионов долларов, представляет каждого из нас. В духовном отношении все мы в неоплатном долгу. Все мы грешники (Рим. 3:23), а плата за грех - как раньше, так и теперь, - духовная смерть (Рим. 6:23). К сожалению, некоторые из нас также напоминают человека, умолявшего царя: “Потерпи на мне, и все тебе заплачу” (ст. 26). Некоторые считают, что духовно они могут отплатить Господу наши грехи добропорядочной жизнью или добрыми делами: “Только дай мне немного времени, Господи, и я все сделаю, как надо". Эта притча провозглашает, что этого никогда не будет - никогда, никогда, никогда - даже и через миллион лет. Мы должны понять это, если хотим оценить то, что Бог сделал для нас!
Однако, главным уроком этой притчи является необходимость того, чтобы те, кого простили, сами прощали. Этому недвусмысленно учит нас Новый Завет: раз мы прощены, мы всегда должны быть готовы прощать других. Павел написал такие слова братьям в Эфесе и Колоссах:
«Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:31, 32).
«Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13).
Добавьте свой комментарий