Верующий в духовной борьбе.
В категориях: Библия говорит,Комментарии,Падая и поднимаясь,Преображаясь и возрастая

Джон Ф. Мак-Артур
12-я глава Книги Откровения упоминает людей, участвующих в великой космической битве. Они появляются в 10-м стихе, когда громкий голос с неба произносит: «Ныне настало спасение и сила, и Царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братьев наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь». «Братья» — это христиане, потому что следующий стих продолжает: «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти».
В Новом Завете мы часто видим примеры бесовских атак на христиан. И это может удивить вас, если вы оказались под влиянием тех, кто пропагандирует разговоры с бесами, их «связывание», повелевание им, и так далее; но часто те, кто был очень эффективным в служении Господу, подвергались самым ожесточённым атакам сатаны. Павел, например, писал в 12 главе Второго Послания к Коринфянам:
И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова (ст. 79).
Это удивительный текст по нескольким причинам. Во-первых, отметьте, что греческое слово, переведённое как «жало», подразумевает не маленькую колючку, прокалывающую палец, а большое копьё. Павел говорит, что копьё вонзилось в его плоть, чтобы пронзить его. Это картина боли и страданий!
Обратите также внимание, что Апостол не запрещал ангелу сатаны, не связывал его и не заставлял его что-либо делать во имя Иисуса — он даже не говорил с ним! Он не пользовался ни одним из методов, отстаиваемых сегодня многими представителями движения духовной борьбы. Он просто молился Господу!
Более того, он не получил ответ, какой хотел. Хотя Павел был Апостолом, он не считал, что имел духовное право «требовать» победу, исцелять или повелевать сатане делать то, чего ему хотелось. Он просто доверился Господу и терпел сатанинское жало в своей плоти, зная, что Божьи замыслы всегда праведны. В следующей главе мы рассмотрим этот удивительный текст более внимательно.
В 1 Фес. 2:17-18 записана похожая история о том, как планы Павла были нарушены сатаной. Там Павел говорит: «Мы же, братья, быв разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лицо ваше. И потому мы, — я, Павел, — и раз, и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана». Апостол не мог изменить обстоятельство, которое использовал сатана, чтобы удержать его от посещения фессалоникийцев. По крайней мере, в этом случае Павел не смог связать сатану, свергнуть его, разрушить его твердыни, построить против него заграждение или как-либо иначе остановить его усилия помешать Апостолу.
Если Апостол Павел не имел этой силы, то насколько глупо людям сегодня утверждать, что они имеют её. Павел не мог запретить сатане. Михаил, Архангел, не запрещал сатане. Захария говорит нам, что даже Сам Христос до Своего воплощения, в ветхозаветной битве с диаволом прямо не запрещал сатане.
Мы читаем эту историю в Зах. 3:12:
И показал он мне Иисуса, великого священника, стоящего перед Ангелом Господним [это ветхозаветное выражение, употреблявшееся по отношению к редким случаям явления на земле нашего Господа в человеческом образе до Своего воплощения], и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: «Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! Не головня ли он, исторгнутая из огня?»
Это ветхозаветная картина духовной борьбы: Иисус, благочестивый первосвященник; Христос до Своего воплощения и сатана, готовый обвинять первосвященника. Когда Господь обращается к сатане, Его слова идентичны тому, что, по словам Иуды, сказал Архангел: «Господь да запретит тебе, сатана!» Он добавляет: «Да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим!»
Как этот образ вписывается в учение людей, говорящих сегодня, что верующие должны запрещать сатане? Истина в том, что эти люди не представляют, что они делают. Все их рейды против диавола не приносят результатов. Мы не можем запретить сатане. Мы можем только взывать к Богу и просить Его запретить сатане. Но мы не можем сказать: «Сатана, я запрещаю тебе!» Что он на это скажет? «О, мне запретили?» Неужели мы считаем, что можем просто сказать: «Я связываю тебя, сатана!» и ожидать, что он ответит: «О-о-о, неужели это конец?» Если бы я имел такую власть над врагом, я бы навсегда заставил его замолчать и навеки покончил бы с его диавольским вмешательством!
Вы видите безрассудство такого мышления? Абсурдно считать, что мы можем повелевать сатане. Есть только Один, Кто действительно может это сделать. Если сатана и его ангел могли препятствовать самому Апостолу Павлу, то кто мы, чтобы считать, что можем обращаться к диаволу, и ожидать, что он послушает? Если Павел должен был предать Богу справиться с сатаной, то что побуждает нас считать, что мы можем вступить в борьбу и вызывать на себя огонь?
Стратегия сатаны
Мы должны понимать стратегию сатаны. Во-первых, одна из основных его задач — ослеплять неверующих. Во 2 Кор. 4:34 говорится: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога». Фраза «бог века сего» говорит о сатане. Сатана хочет ослепить неверующих невежеством, неверием, лжерелигией, любовью к греху и плотским наслаждениям — любыми средствами, которые он только может использовать.
Во-вторых, его стратегия — искушать верующих. Так как он трижды искушал Христа, сатана использует все свои ухищрения и коварство, чтобы искусить избранных. Но каждый раз, когда мы подвергаемся искушению, это совсем необязательно дело сатаны. В Иак. 1:1415 говорится: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». В Иак. 4:12 задаётся вопрос: «Откуда у вас вражда и распри?» От диавола? Нет. «Не отсюда ли — от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете». Мы вполне способны впасть в искушение без какой-либо помощи со стороны диавола.
Однако сатана встроил в саму систему этого мира все средства, необходимые чтобы максимально использовать искушение. Как «бог века сего» (2 Кор. 4:4), он управляет миром и поддерживает его губительные структуры в действии. Искушает ли он людей лично вообще? Да. Примеры этому — Анания и Сапфира в перво-апостольской церкви. Пётр сказал Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому?» (Деян. 5:3).
Как орудия искушения сатана использует все средства в этом мире: «Похоть плоти, похоть очей и гордость [житейскую]» (1 Иоан. 2:16). Поскольку мы не Апостолы, получившие Божественное откровение, как Пётр, например, то как мы можем знать, от самого сатаны искушение или демон побуждает его, или оно просто возникает из наших плотских похотей? Мы не можем знать. Но имеет ли это значение? Нет. Наша реакция во всех случаях должна быть одинаковой — противостоять.
Стратегия сатаны также заключается в обвинении верующих. Откр. 12:10 называет его: «Клеветник братьев наших» и говорит, что он клевещет «на них пред Богом нашим день и ночь». В видении Захарии о первосвященнике Иисусе сатана находился «перед Ангелом Господним, и [стоял] по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Зах. 3:1, курсив добавлен). Сатана старается искусить верующих, а затем обвиняет их перед Богом.
Божья высшая цель
Почему Бог допускает, чтобы диавол, уже побеждённый враг, продолжал беспокоить верующих? Писание не пытается ответить на этот вопрос; оно только заверяет нас, что Божьи цели всегда праведны, святы и благи и, в конечном счёте, служат для нашей пользы. И для достижения этих целей Он часто употребляет диавола.
Задумывались ли вы о том, что Бог иногда посылает сатану выполнять Божье дело? Павел писал о Божественной цели в том, что ангел сатаны мучил его жалом: «Чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12:7). Он понимал, что Бог употреблял посланника сатаны, чтобы смирить сердце Павла, что послужило для славы Божьей.
Это ещё одна причина, почему пытаться управлять диаволом просто смешно. Если бы мы могли избавиться от него в любой момент, когда захотим, мы могли бы нарушить Божественный план.
Книга Иова, вероятно, самая ранняя из всех книг Библии, является классическим Ветхозаветным исследованием того, как Бог употребляет диавольские усилия сатаны для достижения Своих Божественных целей. На земле не было человека, подобного Иову — Сам Бог засвидетельствовал об этом. Иов был «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (1:8). То, что Бог позволил сатане делать с Иовом, трудно постигнуть. Он разрешил сатане уничтожить всё имущество Иова, его семью, здоровье — всё, кроме его жизни (2:6).
Вы знаете эту историю. Иов потерял всё. Его дети погибли, сам он страдал от мучительной и унизительной болезни, боролся с сомнением, депрессией, разочарованием и крайней безысходностью. Он вынужден был принимать глупых советчиков и терпеть их жалкие советы. Хуже всего то, что во всём этом испытании он не знал, почему так страдал. Он ничего не знал о драме, разыгравшейся на небе.
Но даже если бы он знал, он мог бы задать себе вопрос, действительно ли с ним Бог? Зачем Бог допустил сатане так поступать с Иовом? Писание нигде не говорит нам обо всех причинах, но несколько из них мы можем рассмотреть. Во-первых, Бог, являя Свою славу ангелам, хотел показать сатане великую безопасность спасения. Нет ничего, что силы ада могли бы сделать, чтобы разрушить характер, доверие или веру этого человека, которого Бог избавил и сделал праведным. Во-вторых, Бог хотел укрепить Иова. Прочитайте последнюю главу о жизни Иова, и вы увидите, что после страданий он стал ещё сильнее, чище, смиреннее и праведнее.
История с Иовом опровергает мнение, что если мы достаточно сильны или достаточно опытны, или обучены, как вести войну против сатаны, то можем избежать его нападок. Никто не был духовно сильнее Иова. Но Бог, тем не менее, допустил сатане разорить его — и Иов ничего не мог с этим сделать. Иов, в конце концов, одержал победу перед лицом безжалостных нападок сатаны, но не потому, что нашёл какой-то секретный приём победить диавола, не потому, что запретил ему или повелел ему прекратить, но потому, что Бог всё это время контролировал обстановку. Он знал, сколько Иов мог перенести. И Он не допустил сатане переступить через эту черту (1 Кор. 10:13). Когда сатана достиг границы, Бог остановил его, и все его нападки прекратились.
Пётр также подвергался нападкам сатаны — с Божьего допущения. В ночь, в которую Иисус был предан на распятие, Он предупреждал Петра: «Симон! Симон! Вот, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лук. 22:31). Обратите внимание, что сатана должен был получить разрешение подвергать нападкам Божьих людей. Сатана ничего не может сделать с дитём Божьим, если не получит Божьего согласия.
Очевидно, что Иисус всё-таки позволил сатане просеять Петра, потому что именно так и случилось. Диавол очень сильно его испытал, чтобы показать, был ли Пётр зерном или плевелом. И хотя некоторое время Пётр был больше похож на плевел, в итоге он подтвердил свою истинную природу, как зерно. Его вера устояла. Иисус, конечно же, знал, что она устоит. Он сказал Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (ст. 32).
Почему Господь допустил сатане просеять Петра? Частично, потому что Он хотел опять показать несломимую силу спасающей веры, приносящую Ему славу. Пётр также должен был приобрести способность укреплять других людей, проходящих через подобные испытания. «И ты некогда, обратившись, — сказал ему Иисус, — утверди братьев твоих» (ст. 32). И Пётр вышел из своего испытания сильнее и мудрее, чем прежде — готовый руководить церковью. В своём переживании он усвоил несколько необходимых уроков.
Ясно, что верующие не ограждены от сатанинского противодействия. Бог также не предусматривает, чтобы мы всегда избавлялись от всех злых обстоятельств. В Откр. 2:10 Христос предупреждал церковь в Смирне, праведную церковь, переносившую гонения: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».
Почему Господь просто не запретил сатане и не спас верующих в Смирне от гонений? Потому что вопреки тому, чему сегодня учат многие, Господь не обещает здоровья, богатства и процветания. Хотя Он уверяет нас в окончательной победе, Он не гарантирует, что сатана никогда не нападет. Мы не всегда знаем, почему Он допускает сатане испытывать или преследовать нас, но мы можем покоиться в уверенности, что Бог «призванным по Его изволению, [во всём] содействует ко благу» (Рим. 8:28). Вы можете подчеркнуть это: сатана и его ангелы никогда не сделают Божьим людям ничего без Его позволения.
А когда Бог позволяет им, Он всегда использует их дело для достижения определённых Божественных целей. Часто, чтобы превознести силу Божью и испытать посвящённость Своих последователей, Бог допускает сатане поступать самым жёстким образом по отношению к самым верным служителям Божьим.
Джон Ф. Мак-Артур. «Наша достаточность во Христе». Перевод: С. Омельченко. Славянское Евангельское Общество, © 2005, Второе издание на русском языке.
Добавьте свой комментарий