Заветы в послании к евреям
В категориях: Библия говорит,Комментарии

Два завета
Бог Есть
«Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евреям 7:18, 19).
Павел писал о старом и новом заветах, использовав для их сравнения яркую иллюстрацию:
«Скажите вы мне, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: "Авраам имел двух сыновей: одного — от рабыни, а другого — от свободной". Но который от рабыни, тот рожден по плоти; а который свободный, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он мать всем нам» (Гал. 4:21-26).
Ясно, что Агарь символизирует собой старый завет. Христиане — дети свободной женщины, Сарры, нового завета, а не рабыни, олицетворявшей завет, который Бог заключил с Израилем (Гал. 4:31). Дети рабыни не будут наследниками вместе с детьми свободной (Гал. 4:30). Наследниками будут сыновья, но не рабы (Гал. 4:7).
Первый завет был заключен с сынами Израиля (Исх. 34:27, 28). Наследниками по новому завету являются сыны Божьи — те, что крестились во Христа (Гал. 3:26, 27). Живущие по первому завету не станут наследниками вместе с детьми свободной, то есть с живущими по завету Христа. Освобожденные от рабства первого завета, христиане не подлежат больше игу рабства. Христос освободил нас (Гал. 5:1).
Апостолы — это служители нового завета (2 Кор. 3:6), более славного, нежели десятисловие, начертанное на камнях. Первый завет был служением смерти и осуждения (2 Кор. 3:7-9). Получив первый завет в Божьем славном присутствии, Моисей вынужден был накинуть покрывало, чтобы Израиль не смотрел на сияние его лица (2 Кор. 3:7-13; Исх. 34:27-33).
Когда Павел писал коринфским христианам, того завета, написанного на камне и не имевшего славы нового завета (2 Кор. 3:9, 10), уже не существовало. “Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее" (2 Кор. 3:11). Новый завет, служителем которого он был, пребывает и поныне, а написанный на камне исчез.
Закон, который Бог дал Израилю, выполнил свое назначение и отошел в прошлое с введением нового завета Иисуса Христа. Теперь, когда новый завет освящен смертью и кровью Иисуса, мы больше не под тем заветом, который Бог дал Израилю. Он отслужил свое и завершился, чтобы славный завет Иисуса, тенью которого он был, засиял во всей своей славе.
В отношении завета, посредником которого был Иисус, Послание к евреям учит следующему:
- Иисус - его поручитель (7:22)
- Это лучший завет (7:22; 8:6)
- Иисус - его Ходатай (8:6; 9:15; 12:24)
- Он утверждён на лучших обетованиях (8:6)
- Это второй завет (8:7; 10:9)
- Это новый завет (8:8, 13; 9:15; 12:24)
- Это не такой завет, который Бог заключил с Израилем, когда вывел их из Египта (8:9)
- Для его освящения была необходима смерть, включая пролитие крови (9:16, 18)
- Он стал действительным и вступил в силу, когда умер Тот, кто составил его (9:17)
- Он был милостив и прощал грехи (8:12; 10:17)
- Кровь этого завета освящает нас (10:29; см. также Мф. 26:28; Мк. 14:24; Лк. 22:20; 1 Кор. 11:25)
- Христиане приступают к этому завету, а не к тому, что пришёл с Синая (12:18-24)
- Это вечный завет (13:20). Возможно, имеется в виду тот вечный завет, о котором предвозвещал Бог (Иер. 32:40; Иез. 16:60; 37:26)
Относительно завета, переданного через Моисея, Послание к евреям говорит следующее:
- Новый, второй, завет лучше этого (7:22; 8:6)
- Обетования второго завета лучше обетований первого (8:6)
- Он называется первым заветом (8:7, 13; 9:1, 15, 18; 10:9)
- Новый завет показал его ветхость (8:13)
- Когда было написано Послание к евреям, он обветшал и был близок к уничтожению (8:13)
- Смерть Иисуса простила совершённые при нём грехи (9:15)
- Он был утверждён кровью животных (9:18-21)
- Он был отменён, чтобы новый завет мог вступить в силу (10:9)
Новый, второй и лучший, завет, посредником которого был Иисус, заменил собой старый, первый завет, переданный Моисеем. Тот первый завет больше недействителен. "[Он] отменяет первое, чтобы постановить второе" (Евр. 10:9).
В некоторых версиях Библии Евр. 10:9 переводится таким образом, будто были отменены только жертвы: "И этим Бог отменяет первый порядок принесения жертв и утверждает новый порядок" (Современный Перевод).
Ограничение "первого" только жертвами не имеет оправдания, поскольку "первый" идёт после Евр. 8, где говорится о первом завете и о связанных с ним жертвах (8:7, 13; 9:1, 15, 18). Цель Послания к евреям - показать, что переданное нам Иисусом гораздо лучше закона и завета, которые Бог дал Израилю (1:1-2; 3:3-6; 7:19, 22; 8:6).
Мы, христиане, приступили не к горе Синай, пылающей огнём, где звучали трубные звуки, когда передавались десять заповедей (Исх. 19:18; Евр. 12:18-19). Мы приступили к горе Сион, небесному Иерусалиму, и к Христу, ходатаю нового завета (Евр. 12:22-24).
Евр. 12:18-24 перекликается с двумя аллегорическими заветами Павла в Гал. 4:24-26 - одному с горы Синай, пылавшей огнём (указание на десять заповедей), и другому, новому завету Христа, представленному в виде небесного Иерусалима. Оба отрывка учат, что христиане - дети не того завета, что был передан с горы Синай, а Божьи дети по вере, открытой через Иисуса.
Во 2 Кор. 3:6-14 Павел пишет, что начертанное на камнях было "преходящим" (ст. 7, 11, 13). Нам не нужно приходить к тому, что было возвещено с Синая; мы должны прийти к Иисусу и покориться Ему (Еф. 5:24), Ходатаю Нового Завета (Евр. 12:24). Первый завет упразднён; мы служим при втором завете - завете, который передал нам Иисус.
Добавьте свой комментарий