reveal@mirvboge.ru

Истины Ветхого Завета в новозаветном служении апостолов Христа.

В категориях: Библия говорит,Бог творения, творчества и красоты,Комментарии,Личность, обращенная к Богу

слуение

Дехтяренко Р.Б., д-р богословия.

Когда Апостолы начинали своё служение, единственным авторитетным Писанием, которым они обладали, был Ветхий Завет. Поскольку они использовали его в своих проповедях и частных беседах, они часто ссылались на отношение Святого Духа к тексту Библии.

Пётр

В десятидневный период времени между вознесением Христа и сошествием Святого Духа Пётр сказал ста двадцати верующим: «Мужи братья! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса. Он был сопричислен к нам и получил жребий служения этого» (Деян. 1:16-17). В подготовке к избранию Матфия, как замены для Иуды в качестве двенадцатого Апостола, Пётр упомянул стих в псалме Давида: «Даже человек мирный со мной, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40:10). Христос цитировал тот же стих, когда предсказывал предательство Иуды (Иоан. 13:18). Святой Дух дал Петру способность помнить эти слова Христа и дать авторитетное толкование стиха Давида. Пётр также утверждал, что Святой Дух «предрёк» устами Давида. Он приравнивал сказанное Духом со сказанным Давидом. Следовательно, сказанное Давидом должно отождествляться с тем, что написал Давид. Таким образом, Псалом 40 — это запись голоса Святого Духа.

Проповеди Петра насыщены материалом из Ветхого Завета. Пётр называл авторов Библии по имени. Он цитировал пророческие места Священного Писания и заявлял, что они исполнились в искупительном служении Иисуса Христа: Иоиль (Деян. 2:16-21); Давид (2:25-28, 34-35; 4:25-26); Моисей (3:22-23). В своих двух Посланиях Пётр часто упоминал Ветхий Завет (1 Пет. 1:16, 24-25; 2:68; 3:l0-l2; 5:5; 2 Пет. 2:22).

Пётр также заявил о божественном происхождении Ветхозаветного Писания: «Зная прежде всего то, что никакое пророчество в Писании нельзя разрешить самим собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20-21). Например, Исаия не решил по собственной инициативе сесть и написать шестьдесят шесть глав своей книги. Скорее, Бог отделил его для этой задачи. В этом смысле каждый автор был святым. Поэтому Святой Дух действовал в каждом из них, когда побуждал их записать Божественное откровение, используя их отличительные обстоятельства и личности. Точно так, как попутные ветры двигали древние парусные суда, так и они были движимы Духом писать с непогрешимой авторитетностью. Результатом стало изреченное слово Бога в записанном людьми виде: безошибочная Божественно-человеческая книга.

Апостолы

После того как иудейские вожди угрожали Петру и Иоанну и приказали им не проповедовать об имени Иисуса Христа, Апостолы вернулись к своей группе. Вместе они прославили Бога, говоря: «Владыка Боже, сотворивший небо и землю, и море, и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым…» (Деян. 4:2425). Затем они процитировали псалом Давида (Пс. 2:12). Согласно их словам, Бог говорил устами Давида. Таким образом, опять таки, что сказал Бог и что сказал Давид, было тем же самым. Как нам знать, что сказал Давид? Мы смотрим на то, что Давид написал. Таким образом, то, что сказал Бог, и то, что написал Давид, тождественно.

Павел

Когда Павел прибыл в Рим, чтобы обжаловать своё заключение перед кесарем, он встретился с иудейскими руководителями города. Он разъяснил «из закона Моисеева и пророков» и говорил об их отношении к Иисусу Христу и Царству Божьему (Деян. 28:23). Павел завершил своё изложение такими словами: «Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию» (28:25). Исаия говорил то, что сказал Святой Дух. Как мы знаем, что сказал Исаия? Мы смотрим на то, что он написал (6:910). Таким образом, сказанное Духом и записанное Исаией — это то же самое. Исаия видел и слышал Царя, Господа Саваофа (6:1, 5, 810); и Апостол Иоанн сказал, что Исаия видел славу Христа прежде Его воплощения, то есть славу Бога Сына (Иоан. 12:41).

Фактически, Исаия видел славу явленного триединого Бога. Он слышал Божественное повеление: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: „Вот я, пошли меня“» (Ис. 6:8). Сочетание местоимений единственного («Мне») и множественного («Нас») числа указывает на внутреннюю сложность Божественной Сущности. И всё же Павел приписывал голос Господа словам Святого Духа. Возможно, триединый Бог говорил как единственная Сущность, а Святой Дух непосредственно руководил Исаией, когда он записывал голос Божий в Священном Писании.

Проповеди и Послания Павла пронизаны ссылками на Ветхий Завет. Он принимал его полный Божественный авторитет над своей жизнью и жизнью других верующих.

Павел свидетельствовал, что Тимофей знал Священное Писание: «Притом же ты из детства знаешь священные Писания» (2 Тим. 3:15). Затем Апостол дал эту классическую формулировку богодухновения: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности — да будет совершенен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (3:1617). Как отмечалось ранее, одно греческое слово теопнеустос, которое буквально означает «вдохновлено Богом», при переводе можно передать несколькими словами: «Дано по вдохновению от Бога». Написано то, что Бог выдохнул. Его изреченное слово, таким образом, приравнивается к записанному слову. Поэтому богодухновенность относится к записанному тексту всего Священного Писания.

Таким образом, как выдохнутое Слово Божье, Библия — это нормирующее основание для веры и практической жизни. Она достаточна, чтобы вести верующих к нравственному и духовному совершенству.

Послание к Евреям

Автор Послания к Евреям дал строгое предостережение своим читателям: «Потому, как говорит Дух Святой: „Ныне, когда услышите голос Его, не ожесточите сердца ваши, как во время ропота, в день искушения в пустыне“» (Евр. 3:78). Он приравнивал сказанное Духом к записанному псалму (Пс. 94:711). Фактически, божественные слова в псалме были сказаны Богом, также называемым Богом великим, Царем великим, Творцом всего. В Послании к Евреям не утверждается: «Как говорит Бог». Вместо этого здесь написано: «Как говорит Дух Святой», таким образом, указывая на служение Духа в написании псалма, на дело божественного вдохновения.

Автор Послания к Евреям часто противопоставлял священническое служение Христа в искуплении служению священников-левитов в скинии. В День Очищения первосвященник мог войти во внутреннее святилище, Святое святых. В другие времена он мог служить только во внешнем святилище. Автор заканчивает: «Этим Дух Святой показывает, что ещё не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» (Евр. 9:8). Святой Дух наставлял Моисея, когда он записывал богослужебные обязанности священников. Конкретные функциональные описания имели божественное происхождение и божественное значение.

В другом месте автор Послания написал: «Об этом свидетельствует нам и Дух Святой, ибо сказано: „Вот завет, который завещаю им после тех дней, — говорит Господь. — Вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не вспомню более“» (10:1517). Иеремия записал содержание Нового завета, который Бог заключил с Израилем (Иер. 31:3137), а здесь автор Послания к Евреям приписывает содержание завета Святому Духу. Таким образом, Дух участвовал в фактическом заключении завета и в написании его пророком Иеремией.

Р. Б. Дехтяренко, Святой Дух: сущность, служение, пребывание, действие. Славянское Евангельское Общество, 2008.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: