reveal@mirvboge.ru

Хвалиться по плоти — значит лишиться милости Божьей.

В категориях: Аналитика и комментарии

скользко

Чума легализма.

Джеймс Пакер

…По делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди…

Мф. 23:3–5

Новый Завет считает христианское послушание практикой «добрых дел». Христиане должны «богатеть добрыми делами» (1 Тим. 6:18; ср. Мф. 5:16; Еф. 2:10; 2 Тим. 3:17; Тит. 2:7,14; 3:8, 14). Добрым является дело, которое совершается а) согласно верному стандарту (богооткровенной воле, то есть Его нравственному закону); б) исходя из праведного побуждения (любви к Богу и ближним, указывающей на возрожденное сердце); в) с праведным намерением (угодить Богу и прославить Его, почитая Христа, распространяя Его Царство и благотворя ближним).

Легализм (законничество) — это извращенное послушание, которое не может породить добрые дела. Его главный недостаток состоит в том, что он искажает побуждения и цели, рассматривая добрые дела главным образом как способ достижения существенно большего, нежели есть в данный момент, Божьего благоволения. Его другой недостаток — высокомерие и самонадеянность. Уверенность в том, что своими трудами можно добиться милостей Божьих, порождает презрение к тем, кто не прилагает таких же усилий. И еще один недостаток легализма — это эгоцентрическое желание успеха, которое убивает смиренную доброту и деятельное сострадание сердца.

В Новом Завете мы сталкиваемся с легализмом фарисеев и легализмом иудействующих. Фарисеи полагали, что одно их положение в качестве сынов Авраамовых делает возможным благоволение Бога к ним; они считали, что от них требуется формальное, постоянное соблюдение закона, вплоть до самых незначительных мелочей. Иудействующие рассматривали языческое благовествование как разновидность прозелитизма в интересах иудаизма; они считали, что верующий христианин из числа язычников должен прежде стать иудеем посредством обрезания, соблюдения праздников и обрядового закона и этим приобрести большее благоволение Бога. Иисус критиковал фарисеев, Павел — иудействующих.

Фарисеи, противостоящие Иисусу, были формалисты, полностью сосредоточенные на внешних действиях и делах, пренебрегающие внутренними мотивами и целями и сводящие жизнь к механическому исполнению свода правил. Они считали себя добросовестными исполнителями закона, хотя а) усердствовали в малом, пренебрегая великим (Мф. 23:23–24); б) своей софистикой опровергали дух и цель закона (Мф. 15:3–9; 23:16–24); в) предания старцев принимали за часть богоданного закона, тем самым порабощая сознание там, где Бог освобождал его (Мк. 2:16 — 3:6; 7:1–8); г) по духу были лицемеры и все время искали одобрения людей (Лк. 20:45–47; Мф. 6:1–8; 23:2–7). Иисус резко осуждал их в этом.

В Послании к Галатам Павел осуждает благовестие иудействующих по принципу «Христос + …» как скрывающее и фактически отвергающее совершенную достаточность благодати, открывшейся в Иисусе (Гал. 3:1–3; 4:21; 5:2–6). В Послании к Колоссянам он ведет подобную полемику с подобной же «Христос + …» формулой «полноты» (то есть духовного совершенства: Кол. 2:8–23). По сути дела, любой «плюс», который требует от нас делать нечто, чтобы прибавить это к тому, что Христос даровал нам, является откатом к легализму и оскорблением Христа.

Итак, не призывая богатеть добрыми делами через общение с Богом, легализм во всех своих формах совершает противоположное. Он подвергает это общение опасности и, не ставя Христа в средоточие жизни, лишает пищи наши души, вскармливая между тем нашу гордыню. Легалистической религии во всех ее формах следует избегать как чумы.

Джеймс Пакер, "Основы богословия". Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: