reveal@mirvboge.ru

Евангелие от Марка – весть о страдающем и побеждающем Боге.

В категориях: Библия говорит,Бог творения, творчества и красоты,Комментарии,Личность, обращенная к Богу

весть

Джорж Лэдд

Обычно считают, что Евангелие от Марка было написано раньше, чем евангелия от Матфея и Луки, которыми оно использовалось, поэтому определить отличительные особенности богословия Марка становится не так–то просто.

Мы можем увидеть, какие изменения внесли Матфей и Лука в свой предполагаемый источник, но в случае с Марком источников у нас нет, поэтому трудно определить, где его собственный вклад, а где — предание, которое он просто пересказывает. Если Р. Пеш прав, когда характеризует Марка как «не изобретателя, но редактора предания… не создателя литературного произведения, но его хранителя», то нам не обнаружить явственного «богословия Марка» в том, что он пишет. Многие пытались найти то предание, которое Марк редактирует, и результаты, по поводу которых исследователи единодушны, могут быть полезны нам при изучении богословских воззрений Марка. Но прежде чем попытаться понять, как Марк истолковывал свой материал, нам следует проанализировать общее строение и содержание его евангелия.

Считается, что термин «евангелие» (euangelion) начал использоваться для обозначения данного литературного жанра благодаря Мк. 1:1. Сознательно Марк это сделал или нет, но его история предваряется словами: «Начало euangelion Иисуса Христа, Сына Божия». Это не просто историческая хроника, но «Благая Весть»; и эта Благая Весть - Иисус. Таким образом, первый же стих содержит предупреждение: нас ждет богословский, «евангельский» рассказ о жизни и учении Иисуса.

Известно, что Мартин Келер назвал Евангелие от Марка и другие евангелия «повествованиями о страстях с длинным вступлением», и хоть это определение не воздает должного многогранности представленного в первых главах материала, оно правильно указывает на самый важный момент книги Марка. Отражено это в самом построении евангелия (которое по сути своей воспроизведено и Матфеем). Иисус, Который в первом же стихе провозглашается Мессией и Сыном Божьим и представлен как таковой в Мк. 1:2–13, становится героем рассказа, и мы последовательно узнаем о Его служении в Галилее, периоде общественного признания (Мк. 1:14 — 6:13), о служении на севере, в ходе которого растет противостояние (Мк. 6:14 — 8:26), потом — о роковом для Него путешествии в Иерусалим, когда Он готовит учеников к Своему унижению и смерти (Мк. 8:27 — 10:52), прибытии в Иерусалим, когда противодействие религиозных руководителей решает Его судьбу (Мк. 11 — 13), неизбежной развязке — Его страстях (Мк. 14 — 16), после чего звучит нота тайны и надежды (Мк. 16:7–8).

Итак, Галилея — место откровения и отклика, а также место надежд на будущее (Мк. 14:28; 16:7), в то время как Иерусалим — место отвержения и смерти, которое подвергнется каре за свое неверие. Это — «географическое богословие», на которое обращает внимание Э.Ломейер, было разработано У.Марксеном, выдвинувшим следующую теорию: Марк писал свое евангелие в Галилее незадолго до разрушения иерусалимского храма в 70 г. по Р.Х., убеждая христиан покинуть город, пока не поздно, и прийти в Галилею, где скоро вновь появится Иисус. Теория Марксена специфична, и ее поддерживают немногие, но в целом наблюдение о символике противопоставления Галилеи и Иерусалима увязывается с драматическим развитием истории у Марка; у Матфея это противопоставление еще очевиднее.

Уже в ходе изучения строения евангелия становится ясно, что Марк представляет Иисуса как Мессию и Сына Божьего.

Джорж Лэдд, Богословие Нового Завета: Пер. с англ. — СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2003. — 800 с.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: