reveal@mirvboge.ru

Самый поздний псалом Библии– о самых трудных препятствиях на пути веры.

В категориях: Комментарии,Созидая свой внутренний мир

Краткий ответ на трудный вопрос.

Бог Есть. Администратор

(Псалом 118)

В этой статье мы рассмотрим одно из самых необычных мест Библии - Псалом 118. Для начала хочу отметить, что это самая длинная “глава” во всей Библии: в ней 176 стихов! (Размер псалма - одна из причин, почему его неохотно используют в проповедях!) Еще необходимо отметить, что в каждом из 176 стихов (за некоторым исключением) обязательно употребляется Слово Божье, и всякий раз оно называется новым словом (синонимом). Это песня восхваления Слова Божия.

Псалом 118 написан акростихом на основе древнееврейского алфавита: первые восемь стихов начинаются с первой буквы древнееврейского алфавита “алеф”, следующие восемь стихов начинаются со второй буквы “беф”, и так далее, включая все двадцать две буквы древнееврейского алфавита. Псалом 118 называют “самым совершенным алфавитным акростихом в древнееврейском, а возможно, и в любом другом языке”. Наконец, если еврейская традиция верна и псалом был написан Ездрой, это один из самых поздних псалмов, когда-либо написанных.

Этот псалом не только необычен внешне, внутренняя его суть такова, что он оказывает мощнейшее воздействие на читателя. При первом чтении мы можем и не заметить этого. Из-за ограничений в форме Псалом 118 не читается так же легко, как большинство других псалмов, и в нем много повторений. Поэтому он может и не произвести на нас такого же впечатления. Однако, не стоит умалять его достоинств. Это великий псалом. К концу жизни Джон Раскин написал: «Удивительно, как из всех стихов Библии, которым меня обучала мать, те, что давались мне с самым большим трудом, которые мой детский ум находил отвратительными, - Псалом 118, - сейчас стали самыми дорогими моему сердцу в своей всеобъемлющей, славной и страстной любви к Закону Божьему».

Уильям Уилберфорс, государственный деятель, записал в своем дневнике: “Шел через Гайд-Парк, повторяя Пс. 118 в великом утешении”. Именно такое восприятие Псалма 118 заставило одного писателя предложить: “Если вы ночью не можете уснуть, не надо считать овец. Посчитайте буквы древнееврейского алфавита и вспомните стихи этого псалма”.

В этом псалме вы найдете много великих истин, но мы взглянем на него с той точки зрения, что он содержит “краткий ответ на трудный вопрос”.

Окончательная форма псалма предполагает, что над ним долго трудились, редактируя и шлифуя, но не форма в нем - главное: суть псалма, его основная мысль, заставляет забыть о тиши кабинета и литературных изысках автора. Этот псалом полон страсти и чувств. В ст. 53 упоминается “ужас” (в современном переводе, “гнев”), который испытывает автор, видя отношение многих к Слову Божьему. В ст. 120 говорится о том, как трепещет он, в ст. 136 - о слезах автора. Этот псалом написан на основе жизненного опыта автора. Я полагаю, что автор постоянно бился с трудным вопросом.

Я также полагаю, что в этом псалме он дает краткий ответ на тот трудный вопрос. Хотя Псалом 118 очень длинный, ответ краток и по существу. Этот ответ повторяется в псалме снова и снова. Давайте для начала обратимся к автору псалма и рассмотрим его ответ на трудный вопрос, а затем применим этот ответ к самим себе.

АВТОР ПСАЛМА

У автора псалма было множество проблем. Он упоминает их в ряде стихов. В ст. 50 он говорит о своем “бедствии”. В ст. 107 он жалуется: “Сильно угнетен я”. В ст. 28 читаем (Современный Перевод): “Скорбью душа моя истощена”. В Синодальной Библии сказано: “Душа моя истаивает от скорби”. Мы не знаем источника многих бедствий автора псалма. Возможно, его бедствия были такими же, как и наши, - все те проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни: проблемы семьи, здоровья, эмоционального состояния. Автор, однако, упоминает одну особенную проблему: его преследовали. Он пишет: “Много у меня гонителей и врагов” (ст. 157).

Он перечисляет большое количество форм преследования, которые использовали его враги. Они наговаривали на него (ст. 23). Они клеветали (“...сплетают на меня ложь”) (ст. 69). В древнееврейском читаем дословно: “запятнали ложью”. Они использовали тактику, основанную на обливании грязью противника. Звучит современно, не правда ли? Они расставляли сети (ст. 61). Они готовили ему ловушки (ст. 110). Они пытались уничтожить его (ст. 95). “Душа моя непрестанно в руке моей”, - говорит автор в ст. 109. Это образное древнееврейское выражение, которое значит: “Моя жизнь постоянно в опасности”.

Ст. 83-87 - самые типичные из всех стихов, в которых говорится о преследовании автора: “Я стал, как мех в дыму” (ст. 83). Мех становится сухим, ломким, обожженным и бесполезным, если его оставить в дыму и огне. Псалмопевец говорит: “Из-за всего того, что мне приходится испытывать, я становлюсь бесполезным!” И продолжает: «Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими? Яму вырыли мне гордые, вопреки закону Твоему. Все заповеди Твои - истина; несправедливо преследуют меня; помоги мне. Едва не погубили меня на земле» (ст. 84-87).

Обратите внимание, что следует в ст. 88, после перечисления всех этих проблем: “По милости Твоей оживляй меня”. Он чувствовал себя мертвым внутри! По крайней мере, раз девять в псалме, теми или иными словами, он повторяет: “Оживи меня, верни меня к жизни!” (ст. 25, 37, 40, 88, 107, 149, 154, 156, 159). Венчает все проблемы мучительный вопрос: что же по поводу всего этого предпринимает Бог? Прочтите немного выше. Ст. 81: “Истаивает душа моя о спасении Твоем”. Дословно в древнееврейском оригинале: “Моя душа истощена в ожидании, что Ты дашь мне избавление”. Ст. 82: “Истаивают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?”

Так что же это за трудный вопрос, которым мучился автор? “Как мне справиться с жизнью, со всем, что со мной происходит?” И мы получаем краткий ответ. Почти в каждом стихе псалма автор сам отвечает на свой собственный вопрос: “Я могу справиться благодаря Слову Божьему”. Мы уже отмечали, какое огромное значение в псалме придается Слову Божьему. Для обозначения Божьего откровения использованы восемь синонимов (и еще несколько родственных слов). Вот эти восемь синонимов. Они расположены в том же порядке, что и в псалме:

(1) “Закон” (ст. 1). Между прочим, под словом “закон” мы подразумеваем не только пять первых книг Ветхого Завета; правильнее сказать, оно относится ко всему Божьему откровению.

(2) “Откровения” (ст. 2).

(3) “Пути” Его (ст. 3).

(4) “Повеления” (ст. 4).

(5) “Уставы” (ст. 5).

(6) “Заповеди” (ст. 6).

(7) “Суды” (ст. 7).

(???? “Слово” (ст. 9).

Как в музыке восемь нот, так эти восемь слов повторяются снова и снова в новых сочетаниях, в новых аккордах, если хотите, - в песне, восхваляющей Слово Божье.

Конечно, автор не утверждает, что одно лишь существование Слова Божьего помогло ему справляться с проблемами. Вам не поможет Библия, которая будет только лишь лежать на столике. Он говорит, что смог встретить достойно любой вызов, который бросала ему жизнь, лишь тогда, когда Библия стала его неотъемлемой частью: “В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою” (ст. 11).

Каким образом автор “сокрыл в своем сердце” Слово? Ему не потребовалось хирургического вмешательства, чтобы вложить Библию в мышцу, которая перегоняет кровь по телу. Он сокрыл Слово в сердце своем - в душе, - читая Слово, изучая Слово, запоминая Слово и стараясь понять Слово. Снова и снова обращается автор к Богу с мольбой научить его Слову (ст. 12, 26, 33, 124; см. также ст. 66, 108) и помочь ему понять его (ст. 27, 34, 73, 169; см. также ст. 99, 100, 104, 130). Особенно в псалме подчеркивается, что автор много размышляет над Словом Божьим (ст. 15, 48, 78). Он углубляется в Божье откровение “весь день” (ст. 97) и всю ночь (ст. 148).

Ключ к сокрытию Слова в сердце лежит в отношении писателя к Слову. Слово чрезвычайно дорого ему. В ст. 14 он говорит: “На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве”. Слово для него значит больше, чем тысячи золотых и серебряных монет (ст. 72). В ст. 162 он заявляет: “Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль”. В ст. 103 он использует иной образ: “Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим”.

Автор выражает свое отношение к откровениям Божьим, используя слово “утешаться, утешение”. Семь раз в псалме он называет Слово Божье утешением и четыре раза говорит, что утешается им. Он описывает его, как “дивное” (ст. 129). Но слово, выражающее наиболее точно чувства автора, - “любовь”. Автор постоянно выражает свою любовь к Слову Божьему. Ст. 47 и 48 говорят о заповедях, “которые [он] возлюбил”. Ст. 97 - один из наиболее известных стихов: “Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем”. В других стихах подчеркивается та же самая идея: “Закон Твой люблю” (ст. 113; см. также ст. 163). “Я возлюбил откровения Твои” (ст. 119). “Я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого” (ст. 127). “Я люблю повеления Твои” (ст. 159). В ст. 167 речь идет о Божьих откровениях, и автор говорит: “Я люблю их крепко”.

Иногда мы, родители, приходим в замешательство от поступков своего своенравного и капризного чада. “Мы же учили его Слову Божьему, - говорим мы. - Мы не понимаем, что произошло. Он знает, чему учит Библия”. Но, может, мы не смогли привить ему любовь к Слову Божьему? Например, в тюрьмах я сталкивался с такими заключенными, которые знали Писания наизусть, могли цитировать стихи, но они не научились любить Слово Божье, когда были еще детьми.

При таком любовном отношении к Слову Божьему автору не надо прилагать специальных усилий для того, чтобы Слово поселилось в его сердце; это происходит само собой: чтение, изучение, стремление понять Слово, запомнить его и размышлять над ним. В ст. 131 он говорит: “Открываю уста мои, и вздыхаю; ибо заповедей Твоих жажду”. Представьте себе животное, испытывающее жажду (когда я читаю ст. 131, я мысленно вижу тяжело дышащую собаку). Вам не нужно убеждать животное, испытывающее жажду, напиться, - и вам не нужно того, кто любит Слово Божье, силой заставлять учить его, самостоятельно ли, на занятии по Библии или на богослужении!

Более того, с таким отношением - отношением любви - автору не было трудно повиноваться Слову, это происходило непроизвольно. В ст. 106 он говорит о клятве, которую дал Богу: “Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню”. Нам не нужно давать никаких торжественных обещаний Богу, мы можем сказать просто: “Мы будем слушаться Слова Твоего”! В ст. 60 автор говорит, что он без колебаний исполнял это священное обещание: “Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои”. Однако, я хочу подчеркнуть, что не механически, не бездумно соблюдал он сухие, безжизненные правила: “Я же всем сердцем буду хранить повеления Твои” (ст. 69).

А что дало ему Слово, при таком его отношении? Дало ли оно ответ на его трудный вопрос? Помогло ли оно ему справляться со всем, что посылала ему жизнь? Да, откровения Божьи стали для него благословением, дав ему:

(1) “свободу”: “Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений Твоих” (ст. 45). Благодаря Слову Божьему автор освободился от греха. Ст. 9 - один из наиболее известных в псалме: “Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему”. Автор также освободился от страха. Кроме того, он был свободен вести жизнь, в центре которой Бог.

(2) “свет”: “Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей”; “Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых” (ст. 105, 130). Слово дало ему понимание и руководство. Оно дало ему проницательность, способность проникать в суть событий, происходивших с ним. Обратите внимание на ст. 67 и 71: “Прежде страдания моего я заблуждал; а ныне слово Твое храню... Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим”.

(3) “жизнь” - Вспомните, как автор настойчиво просил оживить его. Слово Божье дало ему то, о чем была его мольба: “Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня” (ст. 93). Поэтому, говорит автор, “велик мир у любящих закон Твой” (ст. 165).

Когда автор осознал то, что Слово Божье сделало для него, он испытал непреодолимое желание прославлять Бога (ст. 7, 62, 164, 171, 175) и делиться Словом с другими (ст. 13, 26, 27, 108, 172).

Когда мы ведем речь о любви автора псалма к Слову и о том, что благодаря Слову он смог справиться со всеми своими бедами, мы говорим не о буквах, начертанных на пергаменте. Те, кто не верит в боговдохновенность каждого слова Библии, высмеивают этот псалом, утверждая, что автор в нем занимается своего рода идолопоклонством - поклоняется Библии, а не Богу. Действительно, двухсоткратное упоминание Слова и сильные эмоции автора по отношению к Библии могут навести на подобные мысли. Но давайте более внимательно отнесемся к тому, что говорит псалмопевец. Давайте еще раз просмотрим “короткий ответ”, делая акцент на последнем слове: “Я могу справиться благодаря Слову Божьему”.

Возможно, где-то у себя дома вы храните письмо или записку. Она лежит отдельно, - может быть, в шкафу или в Библии. Время от времени вы достаете ее и перечитываете. И когда вы это делаете, вас наполняет теплое чувство. Позвольте мне спросить вас: это особенное чувство у вас вызывает бумага? Или буквы, написанные ручкой или карандашом? Или сочетание букв? А не потому ли вы так любовно храните это письмо, что оно пришло от дорогого человека? Подозреваю, что, имея такое письмо, вы любите в нем не слова, написанные на листке бумаги, вы любите человека, который стоит за этими словами. То же самое мы наблюдаем в этом псалме.

Мы отметили, что псалом особое внимание уделяет Слову Божьему. Но когда мы глубже вчитываемся в него, мы понимаем, что в действительности особое значение придается Автору Слова - Богу. Начиная со ст. 4, псалом напоминает молитву, обращенную к Богу. Обратите внимание, как псалмопевец тянется к Богу. В ст. 10 говорится: “Всем сердцем моим ищу Тебя”. В ст. 76 и 77 читаем: “Да будет же милость Твоя утешением моим... Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить”. В ст. 86 эта идея выражена очень просто: “Помоги мне!”

Мы не можем отделить Бога от Его слова. Слово Его - воплощение Его Самого. Фактически это самый завершенный Его образ, какой у нас есть. Как это отличается от большинства законов и уставов человеческих! Когда я останавливаюсь на красный свет или плачу налоги, я не имею понятия, кто ввел эти законы, правила - и это не так уж важно. Совсем другое дело - Божьи законы. От того, какие у нас отношения с Богом, зависит, будем мы или не будем повиноваться Его законам.

Поскольку мы не можем отделить Бога от Его Слова, мы приходим к двум выводам.

(1) Мы повинуемся Слову Божьему не потому, что лишь не хотим наказания. Наоборот, мы должны повиноваться, потому что мы любим Бога и Его Слово. Повиновение наше должно идти от сердца: “Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его” (ст. 2); “Всем сердцем моим ищу Тебя” (ст. 10); “Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем” (ст. 34).

(2) Мы не можем любить Бога и не любить Слова Его. Если мы пренебрегаем Словом, мы пренебрегаем Богом. Мы не можем установить правильных отношений с Богом, не установив правильных отношений с Его Словом!

Запомните эти выводы, так как они относятся и к нам самим.

МЫ

У нас также возникают трудные вопросы. Нам иной раз приходится туго, жизнь нам преподносит всевозможные проблемы. Возможно, что нас, так же как и автора, окружают люди, настроенные против нас и преследующие нас. Может быть, как и автор, мы задаемся вопросом: “Почему это происходит со мной, и где же Бог?” И мы хотим знать, как со всем этим справиться.

Ответ все тот же: мы можем справиться благодаря Слову Божьему. Библия для того и дана нам Богом, чтобы помочь нам больше узнать о Нем, Его характере, Его целях и планах, и каким образом мы сможем стать ближе к Нему, исполняя Его волю.

И если мы хотим получить помощь из этого кладезя, мы должны научиться любить Слово Божье - полностью, от начала до конца. В ст. 160 читаем: “Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей”. Во 2 Тим. 3:16, 17 Павел говорит, практически, то же самое: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен”.

Нам необходимо любить Слово Божье - и нам нужно “сокрывать его в наших сердцах”, читая его, изучая его, размышляя над ним и повинуясь ему. Кол. 3:16 может служить хорошим обобщением псалма 118: “Слово Христово да вселяется в вас обильно”.

Позвольте мне обратиться к тем из нас, в особенности, кто обучает Слову Божьему, будь то родители, дедушки и бабушки, учителя библейских классов или христиане, пытающиеся помочь тем, кого любят: наши дети, внуки, ученики, друзья приходят к нам с трудными вопросами. Постараемся понять, что помощь, в которой они так нуждаются, находится в Библии. Наша мудрость, опыт, образование или человеческие знания - все имеет предел; полные ответы на все вопросы можно найти только в Книге Божьей. Поэтому давайте обучать этой Книге. Давайте делать это постоянно. Конечно, мы не должны обучать одним только фактам и сухим законам. Мы должны представить эту книгу, как любовное письмо Бога к людям, и убедить тех, кого мы учим, любить Бога, который дал нам ее! Я знаю, что именно это многие из вас стараются делать. Да благословит вас за это Господь!

Разрешите мне в заключение остановиться на последнем стихе псалма, ст. 176. Читая псалом 118, мы находимся под впечатлением того факта, что автор псалма, как мы бы сказали, - “добродетельный человек”, лучше большинства из нас. Между тем, свет Слова Божьего (ст. 105, 130) - как прожектор, высвечивающий недостатки людей. Обратите внимание поэтому на конец псалма: “Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего; ибо я заповедей Твоих не забыл” (ст. 176). Изучая Слово, автор псалма понял, что ему необходимо в жизни, и обратился к Богу за помощью.

Познакомившись с дивным Словом Божьим, возможно, и мы теперь осознаем, что грешны. Может, и мы воскликнем: “Мы тоже заблудились, как потерянные овцы”. Никогда не забывайте, что за Словом, выявляющим грех наш, стоит Автор этого Слова, который любит нас и готов простить нам наши грехи через милость и благодать Свою - если мы покаемся и возвратимся к Нему! Придите к Нему сегодня!

facebook.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: