reveal@mirvboge.ru

Трудные вопросы о Боге как Творце зла.

В категориях: Падая и поднимаясь,Трудные места

Сотворил ли Бог зло?

Бог Есть. Администратор.

“Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия” (Ис. 45:7)

Когда человек привыкает (и это правильно) думать, что Бог добр, благ и не способен на зло, его может шокировать этот отрывок из Библии: “Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия: Я, Господь, делаю все это” (Ис. 45:7).

Давид Юм утверждал, что существование зла показывает, что Богу недостает либо благости, либо силы. Древний афинский философ Эпикур поставил такие вопросы: «Он хочет предотвратить зло, но не может? Тогда он бессилен. Может, но не хочет? Тогда он злонамерен. И может, и хочет? Откуда же тогда зло?»

Хотя это и самонадеянный аргумент, предполагающий знание всех фактов, многие искренние люди силятся понять эту громадную проблему зла. Человек не в состоянии дать исчерпывающий ответ, но библейское откровение дает некоторые ответы, а также практическое решение.

Бог не является причиной нравственного зла

Библия показывает, что есть много разновидностей зла. Нравственное зло (такое как убийство) совершенно чуждо Тому, кто чист (1 Ин. 3:3). Наш Бог “верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен” (Втор. 32:4). Вдохновенный Иаков говорил, что “Бог не искушается злом и Сам не искушает никого” (Иак. 1:13). Если Бог олицетворяет Собой “любовь” (1 Ин. 4:8), то кажется невозможным, чтобы Ему было присуще зло. Значит, нравственное зло не от Бога.

Бог является причиной зла и кары за непослушание.

Помимо всевозможного нравственного зла, есть еще зло, которое можно назвать “воспитательным”. Бог заявляет, что Он его Автор и Создатель.

Хотя все созданное Богом было “хорошо весьма” (Быт. 1:31), в начале времен, когда Адам и Ева ослушались Его, Он был вынужден проклясть Свой хороший мир. Тогда появились колючки, сорняки, тяжкий труд, боль, болезни, паразиты, засухи, ураганы и землетрясения. Бог в Своей великой мудрости назначил смерть быть наказанием (см. Быт. 3:17, 18) за непослушание даже для потомков Адама, которые не согрешили “подобно преступлению Адама” (Рим. 5:14). Отец и сын могут иметь общие страдания, но вина у каждого остается своя (Иез. 18:20). Наследовать можно последствия, но не вину (Рим. 14:12).

В более поздней ветхозаветной истории Бог послал врагов, чтобы стереть с лица земли нечестивый город, и это было наказание свыше. В Ам. 3:6 говорится: “Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?” Та беда, которая постигла город Иерусалим, была злом, которое Иеремия назвал наказанием: “Ибо вот, на город сей, на котором наречено имя Мое, Я начинаю наводить бедствие, и вы ли останетесь ненаказанными?” (Иер. 25:29).

Меч, голод и истребление - вот примеры Божьего дисциплинирующего, воспитательного зла. Мы читаем: “Вот, Я буду наблюдать над вами к погибели, а не к добру” (Иер. 44:27); “Вот, Я помышляю навесть на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись, ибо это время злое” (Мих. 2:3).

Контекст Ис. 45:7 указывает на то, что еще не родившемуся Киру, царю Персии, небеса предназначили отправиться в поход и покорить царства. Бог посылал дисциплинарное зло на многие народы, и Кир был небесным орудием. Следовательно, хотя Бог и не участвует ни в каком злодеянии, в святом наказании Он все же “творит зло”.

Да, погибшего или умершего грешника уже не воспитаешь, но, во-первых, Бог через их смерть и наказания предотвращает новое зло, а во-вторых, уже после наказания окружающие и выжившие, грешники и негрешники, приобретают, если не веру, то знание (как начаток будущей веры), что всякое зло рано или поздно наказуемо.

Бог является источником зла как воспитательной меры наказания человека.

Есть люди, которые не нарушают Божьих законов (природы и откровения), но пожинают то, чего не сеяли (Гал. 6:7), то есть страдают от разнообразных бедствий. Иов не сделал ничего такого, чтобы заслужить свои язвы, но - неведомо для него - у Бога была Своя цель в том, чтобы допустить эти язвы. Каким бы хорошим ни был Иов, отказавшись проклясть Бога (Иов 2:9, 10) и проявив меру терпения (Иак. 5:11), Бог все же мог видеть в нем дух эгоизма и непокорности (Иов 13:2, 3; 23:2), недостаток терпения (Иов 21:4). У него был гордый взгляд (Иов 15:12) и стремление спорить со своим Создателем (Иов 13:3). Скорбь смирила этого человека. Выслушав упреки Бога, он раскаялся “в прахе и пепле” (Иов 42:6).

В результате воспитательного, исправляющего зла он, очевидно, стал лучше, чем мог бы быть в противном случае. Хотя может показаться, что для предупреждения будущего, возможного зла, Бог выбрал для Иова, (которого Он сам представляет как самого «непорочного, справедливого, богобоязненного и удаляющегося от зла человека на земле») довольно радикальные меры предупреждения. (Иов 1:8)

Павел тоже не сделал ничего такого, что послужило бы причиной его терзающей боли, “жала в плоти” (2 Кор. 12:7), которая мучила его. Он молил об облегчении, не зная того, что Бог попустил эту острую боль, чтобы Павел сохранял смирение. Павел не стал проклинать Бога за это жало, а был благодарен за то, что Отец так возлюбил его, и стал понимать, что “когда я немощен, тогда силен” (2 Кор. 12:10). В Евр. 12:11 говорится: “Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности”.

Даже Иисусу пришлось учиться послушанию через страдания. Он тоже молился об облегчении. Однако Бог видел, что Ему нужно дисциплинирующее наказание, чтобы сделать Его совершенным (Евр. 5:7-9).

Бог является причиной заместительного зла, совершенного другими.

В тех ужасных муках, которые претерпел Иисус, помимо Его личного совершенствования, была еще одна цель. В нем “Он понес на себе грех многих” (Ис. 53:12), сделавшись “для нас жертвою за грех” (2 Кор. 5:21). Он страдал вместо других.

Один человек родился слепым, в данном случае не из-за греха родителей (хотя иногда причину надо искать в родительских грехах), и не из-за собственных грехов (хотя иногда человек сам становится причиной собственной слепоты). У слепоты этого человека была божественная цель (Ин. 9:1-3). “Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!” (Рим. 11:33). Людей всегда изумляет, когда открываются Божьи помышления.

Пока у человека нет всех ответов, он еще не готов судить Бога, делающего добро, “подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши” (Деян. 14:17). Вера основана на реальном (Евр. 11:1), но в вере всегда есть элемент доверия. Если бы вера могла быть полностью основана на видимом, то это была бы не вера. Свидетельств о Боге, творящем добро, гораздо больше, чем свидетельств противоположного (см. Пс. 39:6). Поэтому, учитывая все свидетельства, честному человеку подобает признать и молиться так: “Верую, Господи! Помоги моему неверию” (Mк. 9:24).

Высокомерное отношение (см. Рим. 9:20) никогда не решает проблемы, а только приводит к самовредительству и несчастью. Когда проблемы зла кажутся совершенно неразрешимыми, когда жизнь становится сплошной борьбой, счастлив тот человек, который любит Господа и продолжает уповать на Него. Даже когда мы не можем понять, все равно “любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу” (Рим. 8:28).

facebook.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: