Почему ученики Христа были с мечами? – Добро пожаловать в реальность
В категориях: Трудные места

Сергей КОНТОРОВИЧ
Как могло случиться, что ученики Христа были вооружены (Ин 18:10–11): «Вот два меча»? Разве евреи имели право ходить вооруженными? У Раввина из Назарета были телохранители?
Тамара Франц
В самом начале отмечу, что в указанной Вами ссылке говорится о том, что Петр, защищая Иисуса, отрубил ухо рабу первосвященника по имени Малх. А приведенная цитата: «Вот два меча» – взята из Евангелия от Луки (22:38). И в этом отрывке Иисус говорит, что прежде Он отправлял учеников проповедовать без всякого снаряжения, даже без мешка для запасов и без обуви. И тем не менее они не имели ни в чем недостатка. Но отныне им будет необходимо снаряжение, включая не только обувь и продовольствие, но и меч. Спаситель даже советует продать одежду, чтобы приобрести оружие (Лк. 22:36). Именно в ответ на слова Учителя: «Продай одежду свою и купи меч» – ученики и отвечают: «Вот два меча».
Фразу: «У Раввина из Назарета были телохранители?» – я воспринял как иронию, поскольку Иисус недвусмысленно говорил, что если бы нуждался в защите, то прибег бы не к помощи учеников, а призвал бы небесные силы. Так что если у учеников Иисуса и было оружие, то, конечно же, не потому, что Иисус их вооружил как Своих телохранителей.
Далее, я не до конца понимаю суть вопроса. Вас интересует вообще отношение Писания к оружию, или отношение к оружию евреев, право на ношение оружия евреями в составе Римской империи первого века нашей эры, или отношение к оружию Иисуса? Эта неясность несколько осложняет мне задачу, но попробую ответить так, чтобы охватить всевозможные аспекты. Итак...
Начну с того, что Писание обращено к людям, живущим в реальном, а не сказочном, мире, и описывает поведение людей в этом реальном мире, и заповеди даются для жизни в этом реальном мире. Да, Священное Писание говорит нам о том, что когда-то был Эдемский сад, где не только не было оружия и войн, но вообще не было смерти и какого-либо другого страдания. Но мы даже не знаем, как долго наши прародители прожили в этом удивительном состоянии: тысячи лет или один день. Зато мы точно знаем, что мы больше не в Эдеме, и уже довольно-таки давно. Мы также знаем из Писания, что Господь Бог обещал сотворить новое небо и новую землю, где не будет больше никакого страдания. Но Он не только не сказал нам, когда же это произойдет, а даже в достаточно резкой форме запретил нам интересоваться этим вопросом (Деян. 1:7).
Таким образом, мы уже тысячи лет живем в мире, где царствует зло в различных проявлениях: смерть, болезни, преступность, несправедливость, войны... И когда этот мир сменит Царство Божье, мы не только не знаем, но даже не от нас зависит его наступление.
Это определяет отношение Писания ко многим вопросам. Оно, с одной стороны, говорит нам об идеале, который мало связан с этим миром, но к которому влечет нас Дух и о котором так мечтает наше человеческое сердце. И в то же время говорит нам о том, как нам жить в этом несовершенном сегодняшнем мире, где есть зло. Если мы будем жить лишь идеалами и не осознавать связь с реальностью, то у нас будут большие проблемы, в том числе и нравственного характера (это отдельная большая тема для разговора). А если будем просто жить в этой реальности без идеалов, то озвереем. Это касается всех сфер нашей жизни, и отношение к оружию не исключение. Понятно, что в Эдеме никакого оружия не было. И ясно, что в Тысячелетнем Царстве мечи перекуют на плуги (Ис. 2:4). Но до тех пор в этом мире будут преступность и войны, значит, и оружие. И вот к нам, находящимся в таком положении, и обращена Библия. Она не только говорит, как было и как когда-то будет, но и как нам жить сегодня. И оружие является частью нашей повседневной реальности, поскольку преступность и войны являются частью нашей повседневной реальности. И значит, они являются частью Писания. Проверьте мои слова и убедитесь, что оно там постоянно фигурирует. Авраам, отец всех верующих, спас своего племянника Лота не уговорами, а с оружием в руках (Быт. 14:11–16). И обетованную землю евреи получили не в результате внезапной эпидемии чумы, выкосившей все население Ханаана, а с оружием в руках. И фраза: «Будь тверд и мужествен», которую так любят христианские проповедники, в контексте подразумевает именно твердость и мужество на войне. Судьи спасали Израиль от врагов с оружием в руках, а не просто проповедью. Царь Давид, столь любимый всеми верующими за свою искренность, был талантливым полководцем. В иудаизме оружие считается неотъемлемой и необходимой частью этого несовершенного мира. С помощью оружия можно совершать зло, но оно так же необходимо, чтобы защищаться от зла и защищать. Им пользуются преступники, но оно же является устрашением для преступников. В одной из талмудических дискуссий (Шаббат, 6:4), где обсуждается, является ли нарушением шаббата ношение оружия, один из участников, рабби Элиэзер, говорит, что не является, поскольку может быть просто украшением. Оппоненты ему возражают, что оружие не может быть украшением (даже написано – уродливо), и ссылаются на Исаию (2:4). Сам факт наличия дискуссии о том, можно ли носить оружие в шаббат, показывает, насколько оно было распространено в то время. И речь в дискуссии не идет о запрете на обладание им или о ношении его вообще, а только о ношении его в субботний день. Однако сама оценка оружия как такового не вполне положительная, поскольку в Царстве Мессии его не будет. Так что иудаизм относится к оружию чрезвычайно реалистично.
Собственно, в древности ситуация с оружием была иной. Сегодня в большинстве стран правом на оружие, за редким исключением, обладают лишь государственные структуры. В библейские же времена оружие было широко распространено и доступно, оно было частью быта. Люди не уходили далеко от дома, не взяв с собой оружие. И именно об этом идет речь в 22-й главе Евангелия от Луки. Иисус укреплял веру учеников, посылая их без оружия и припасов, демонстрируя, что Он может сверхъестественным образом заботиться о них и защищать их. Но накануне Своего ухода Он говорит, что теперь им надо самим позаботиться о себе, и о еде, и о защите. То, что ученики под предводительством Иисуса могли не иметь запасов еды и обуви, должно было показать им, что Иисус – «новый Моисей» (Втор. 18:15), поскольку Израиль, выйдя из Египта, в пустыне не имел нужды в запасах пищи и их обувь не изнашивалась (Втор. 8:3–4). От войска фараона они тоже были спасены сверхъестественным образом. Но в дальнейшем им все же надо было и добывать себе пищу, и обувь шить, и в сражениях участвовать. Такое попечение о них должно было укрепить их веру и утвердить авторитет вождя их спасения – Моисея. Но, обретя веру, им надо было жить с этой верой в реальном мире, а не там, где «Бог все сделает за нас». Кстати, эта идея вообще чужда Писанию, поскольку и Эдемский сад надо было возделывать человеку.
Еще предположу, что, возможно, Ваш вопрос спровоцирован тем, что в 10 заповедях сказано: «Не убивай», а Иисус в Нагорной проповеди сказал: «Вы слышали, что сказано: ""Око за око и зуб за зуб". А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...» (Мф. 5:38–39). Тут мы подходим к самому болезненному моменту – пониманию библейских текстов в целом и Нового Завета, в частности. Для многих христиан Новый Завет в некотором смысле самостоятельная и самодостаточная книга. Им в принципе не нужен Ветхий Завет, они даже не особо знают, что с ним делать. Им было бы гораздо проще, если бы его вовсе не было. Для многих христиан существует серьезная проблема в соотнесении того, что они читают в Ветхом Завете, и того, как они понимают Новый. Это связано с тем, что у многих в голове такая картина, будто Иисус пришел и как бы перечеркнул все (или многое) из того, что содержится в Ветхом Завете. Отсюда возникают и казуистические толкования слова «исполнить» в высказывании Спасителя: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков – не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17), направленные на то, чтобы примирить «не нарушить» со сложившимся в христианстве богословием «отмены». И комментаторов даже не смущает, что дальше идет совершенно недвусмысленный текст о том, что «ни одна йота не прейдет» и что «кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном».
Фраза о «подставлении другой щеки» никоим образом не может быть основанием для пацифистских идей, и тому есть несколько причин. Во-первых, в ней ничего не говорится об убийстве, а лишь об оскорблении или унижении.
Во-вторых, в ней говорится о том, что ударят «меня», и стало быть, подставить могу только «я», и только «свою» щеку. Согласитесь, я не могу давать совет «подставить щеку» другому человеку, а могу лишь сделать это сам. Таким образом, это может быть личным, но никак не общественным актом. Ответьте себе сами на вопрос: хотели бы мы жить в стране, где нет ни полиции, ни армии? Представляете, что произойдет с таким государством в очень короткое время? Я сталкивался с тем, что многие верующие мне отвечали: «Вот пусть неверующие и служат в полиции и в армии». Опуская нравственную сторону такой позиции, скажу следующее: тогда не жалуйтесь на масштабы беззаконий и коррупции в силовых структурах в вашей стране, если вы отдали их на откуп неверующим. И напоследок: если я трус или физически слаб, то «акт подставления другой щеки» в принципе никому ничего и ни о чем не скажет. Это будет очевидной для окружающих проповедью только в том случае, если я могу дать отпор, но не стал этого делать. Похоже, что с этим популярным высказыванием Спасителя не все просто.
Другая проблема христианского пацифизма (а также некоторых либеральных идей) коренится в неверном понимании заповеди «Не убивай» (Исх. 20:13). Дело в том, что в заповеди на иврите использовано слово «рэцах». Это слово встречается только тогда, когда говорится о преступлении, и никогда иначе. Другое же слово, используемое в Писании, «арига», – означает «отнять жизнь» в широком смысле. Бог умерщвляет – «арига», и никогда не «рэцах». Когда Бог говорит, что преступника надо предать смерти, – это «арига», но не «рэцах». Солдаты, убивающие на войне, – «арига», но не «рэцах». Если читать Ветхий Завет на иврите, то из заповеди «Не убивай» невозможно сделать вывод, который делают некоторые христианские комментаторы. Писанию вообще чужды идеи пацифизма и либерального гуманизма. Их там просто нет. Нет ни в Ветхом, ни в Новом Завете, который является не опровержением Ветхого, а его продолжением. Ни Иоанн Предтеча, ни Господь Иисус и никто из апостолов не учат пацифизму. Если удалить неверное прочтение заповеди «Не убивай» и «Подставь щеку» и перестать думать, что Новый Завет существует вне контекста Ветхого, то в Библии вообще нет ни одного текста, запрещающего оружие.
Подводя итоги, можно сказать следующее: Писание не учит пацифизму и не запрещает оружие как таковое. В библейские времена оружие вообще было частью повседневного быта. Евреи первого века владели оружием. Нет ничего странного и необычного в том, что у учеников Иисуса были при себе мечи.
Добавьте свой комментарий