reveal@mirvboge.ru

Игры с Богом или клонирование человека

В категориях: События и вести


Поиграть в Бога

 

При участии Григория Тарасевича

 

В принципе ученые могут стать источником самой страшной угрозы цивилизации. Хуже только террористы. Именно из стен научных лабораторий вырываются вирусы, которые превращают добропорядочных граждан в мерзких зомби. Ученые периодически дают повод для таких сюжетов. В этом году биологи объявили, что создали на основе вируса птичьего гриппа новую заразу, которая легко передается и имеет высокую долю летальных исходов. Мир слегка напрягся... Если бы наука не имела развернутой системы запретов, неизвестно, существовало бы сегодня человечество или нет. «Русский Репортер» выяснил, в каких направлениях уже действуют ограничения на эксперименты, которые хоть и могут продвинуть науку вперед, но являются слишком опасными, чтобы их разрешать

Что запрещено - Клонирование человека.

В чем интерес науки - Самым раскрученным и спорным экспериментом вот уже лет двадцать считается клонирование. А самой перспективной технологией клонирования — метод переноса ядра, с помощью которого в 1996 году британские ученые «родили» овечку Долли. В оплодотворенную яйцеклетку, лишенную ядра, пересаживается ядро обычной клетки существа, которое хотят клонировать. Затем эту яйцеклетку подсаживают суррогатной матери.

Вопреки распространенным мифам, клон человека не станет чем-то уникальным. Его сходство с «оригиналом» будет даже меньше, чем между однояйцевыми близнецами (у них к генетической идентичности добавляются одинаковые условия внутриутробного развития). Если мы клонируем Ленина, то он, вероятно, не будет картавить, окажется выше ростом и станет заниматься не революцией, а, допустим, юридическим сопровождением сделок с недвижимостью.

Но теоретически клонирование могло бы разрешить много научных проблем — например, вечный спор о том, что в психике и организме человека связано с генами, а что с условиями жизни.

Причины запрета:

— Тут не одна причина, — комментирует Борис Юдин, заведующий отделом комплексных проблем изучения человека Института философии РАН. — Во-первых, проблема эффективности. Нужно зачать сто человеческих эмбрионов, из которых выживут три. Остальные должны на разных стадиях исследования погибнуть. Представьте, вы приходите к женщине и говорите: забеременейте, пожалуйста, 100 раз, из них 97 раз будут выкидыши. Во-вторых, эти технологии не отработаны, и есть большой риск, что будут получаться уродцы. И непонятно, что с ними делать. Неясен также образ жизни клонов и их будущий статус — как будет восприниматься в обществе этот человек?

В большинстве стран клонирование запрещено напрямую. Например, в российском законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» есть пункт «Запрет на клонирование человека». Впрочем, бывают исключения.

— У китайцев этого запрета нет, — рассказывает Павел Тищенко, философ и специалист по биоэтике. — Я несколько лет назад был на всемирной конференции по этике геномных исследований в Пекине, там кто-то из коллег задал китайской делегации давно напрашивающийся вопрос: «Почему вы-то не клонируете человека? У вас запретов нет!» И китайцы ответили: мы не делаем это по одной простой причине — если мы клонируем человека, то те американцы и европейцы, которые с нами работают, откажутся от сотрудничества. То есть никаких проблем, что всего три человека из ста выживут, — у Китая вообще таких переживаний нет. Зато они понимают, что их, как говорится, в хороший дом не пригласят.

Способы обойти запрет - Клонирование бывает терапевтическим и репродуктивным. Со вторым случаем все понятно: речь идет о создании полноценного человека-клона. Это вряд ли разрешат в ближайшее время. А терапевтическое клонирование подразумевает, что эмбрион доживает только до 14 дней. Затем у него забирают стволовые клетки, из которых можно выращивать отдельные ткани или органы для того, у кого взяты гены.

— От запрета на репродуктивное клонирование наука, может, немного теряет. А вот то, что у нас запрещено терапевтическое, серьезно тормозит все исследования со стволовыми клетками, — вздыхает биолог Вячеслав Тарантул.

Возможно, что, отработав технологии клонирования на животных, законодатели все-таки разрешат терапевтическое клонирование в терапевтических же целях.

Отражение в культуре - Роман Нэнси Фридман «Джошуа, ничей сын», фильмы «Шестой день», «Остров», сериал «Клон».

 

rusrep.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: