Моисей как пророк, учитель, писатель и поэт
В категориях: Бог творения, творчества и красоты

В.Я. Канатуш
«Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих». Вт. 32:1
Моисей — не только великий вождь, законодатель и пророк, но и величайший духовный писатель, автор Пятикнижия, первых пяти книг Библии. Он обладал обширнейшим умом, высокой образованностью и необыкновенной эрудицией и потому через него Божественное откровение впервые было записано и доведено до сведения всего человечества. Его имя наречено на первых пяти книгах Библии, а четыре из них, начиная с книги Исход и кончая Второзаконием, непосредственно связаны с его биографией и его обширной деятельностью. И потому Моисей считается величайшей личностью человеческой истории.
Кратко, но бесконечно гениально он под вдохновением Духа Святого описывает творческий акт Самого Бога, Который представлен в Библии как Творец и Промыслитель вселенной. Удивительно точно описано создание нашей планеты и самого главного ее жителя — человека. Моисей собрал и записал сохранявшиеся в его народе устные предания, и сам получил откровения Божии о порядке сотворения мира, о грехопадении первых людей, историю допотопного человечества и первоначальную историю израильского народа. На всем его повествовании лежит печать не просто духовности, но сокровенного знания Божия, богооткровенной истины, и это определяет истинную достоверность всех описываемых событий, как открытых Самим Богом.
Все пять книг Моисея сперва были как одна книга, которая называлась Книгой Закона и о которой говорится во Второзаконии (31:26): «Возьмите сию книгу закона, и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего...» Об этой же Книге Закона неоднократно упоминается во многих местах Библии (См. 3Цар. 2:3; 4Цар. 23:25; Пс. 18:8; Ис. 5:24; Мф. 7:12; 11:13; Лук. 2:22 и др.). Впоследствии она была разделена на пять частей или пять разделов и названа Пятикнижием, а по-еврейски — Тора, Закон.
Книга Бытия — по-еврейски «Брейшит» («В начале...») — содержит в себе повествование о происхождении мира и человека. Это универсальное введение в историю человечества, избрание еврейского народа быть носителем откровения Божия в лице патриархов Авраама, Исаака и Иакова. В книге Бытия каждый человек находит объяснение своего происхождения. В самом начале книги он получает ответ на вопросы, занимающие его: о мире, о жизни и смерти, о страдании и т. д. Эта книга указывает ему путь жизни в вере и послушании единому истинному Богу, Который является Богом всех людей. Бытие полно обетований: сперва Адаму и Еве (Быт. 3:15), затем Ною и его потомству (Быт. 9:7-9) и наконец Аврааму, Исааку и Иакову, а в них — всем верующим на земле, признающим Его своим Господом.
Книга Исход — по-еврейски «Ве эллэ шемот» («И сии суть имена») — повествует об исходе евреев из Египта и о получении Синайского законодательства. Основная мысль книги: Бог являет Себя не как далекая от человека космическая сила, но как Личность, действующая в истории, избавляющая верующего в Него от рабства, но требующая от Своих избранных верности Себе и нравственной чистоты. Центральная фигура книги — Моисей, вождь, воспринявший древнюю веру праотца Авраама и возвестивший о новой, более высокой ступени откровения.
Книга Левит — по-еврейски «Вайикра» («И воззвал») — содержит изложение Закона во всех его частностях, имеющих отношение к богослужению и левитам. В ней излагаются предписания о жертвах, священстве, праздниках и пророчество о судьбах Израиля. В подробно описанной обрядности многие библейские комментаторы увидели подготовку и прообразы искупительной жертвы Христа, Сына Божия. Единая жертва Христова лишила значения все ветхозаветные формы жертвоприношения, но требования чистоты и святости в деле служения Богу остаются в силе и в Новом Завете.
Книга Чисел — по-еврейски «Вай-эдаббер» («И сказал») — описывает историю странствования Израиля по пустыне и исчисление их. В ней повествуется о времени его испытания, о том, как Бог научает и наказывает Своих сынов. Уже в первых главах народ представлен как упорядоченная религиозная община. Ее душой были левиты, которые занимали особое место в стане: вокруг Ковчега Завета выполняли богослужебные функции и представляли собой группу, заменившую всех первенцев, рождающихся в народе. Сама народная перепись представлена религиозным действием и сопровождалась выкупом за каждую душу (Ср. 2Цар. 24).
Книга Второзакония — по-еврейски «Эллэ хаддибарим», иногда «Дварим» («Сии слова») — содержит повторение Закона новому поколению израильтян. Она открывает собой новый цикл библейских книг, называемых историческими, которые находятся под сильным влиянием Второзакония. Книга Второзакония отличается проповедническим стилем, основой которого является завещание Моисея. Испытывая тревогу при мысли о соблазнах, ожидающих израильтян в Ханаане, он стремится запечатлеть в их сердцах сущность всего Закона и поселить в душе народа твердую уверенность в Боге, предохранить от отпадения. Моисей пророчески говорит им о благословениях, которыми они будут облагодетельствованы при соблюдении заповедей Закона, и о проклятии, которое постигнет их при отступлении от Бога (гл. 28).
Итак, Пятикнижие Моисея фактически является основным фундаментом всего Ветхого Завета, на который опираются все остальные книги Библии. Оно является основанием и Нового Завета, так как содержит план домостроительства нашего спасения. Сам Иисус и Его Апостолы многократно ссылались на Закон Моисеев. В Своей Нагорной Проповеди Иисус сказал, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить (Мф. 5:17).
Так Моисей как писатель через свое Пятикнижие донес Божественное откровение до всего человечества. И сегодня имя Моисея вспоминается там, где читается Библия; оно вспоминается с благодарностью как имя пророка, законодателя и автора Слова Божия, донесшего уникальную весть до людей. Все его дела и служение столь величественны, что почти никто не обращает внимания на то, что Моисей был еще и поэт. Он сложил несколько замечательных, возвышенного содержания песен, помещенных в Библии, которые и на сегодня не утратили своего значения.
Его первая песнь воспета израильским народом после избавления из египетского рабства (Исх. 15:1-21). Это выражение хвалы Богу за чудесное спасение, которое совершило переворот в умах рабов, забитых и униженных рабством. Они поверили в миссию Моисея и в могущество Бога и воспели Ему песнь. Фактически это первая песнь, записанная в Библии. В ней воспевается Господь, крепость и слава Израиля и Спаситель каждого человека, воспевается Его сила, величие и власть. «Он муж брани, Иегова имя Ему». Он тот, Кто вверг в пучину морскую отборное войско фараона. Величие славы Божией низлагает восстающих против Него и избранных Его. От дуновения Господа «расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря». Враг сказал: «погонюсь, настигну, разделю.., истребит их душа моя». Но Господь дунул духом Своим, «и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах».
«Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостию, досточтим хвалами, творец чудес?»
«Услышали народы, и трепещут; ужас объял.., смутились.., уныли все жители Ханаана».
В этой песне звучит молитва об Израиле: «Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на место, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище...» и выражается глубокая вера в то, что «Господь будет царствовать во веки и в вечность».
Какие метафоры! Сколько здесь поэтичности, выразительности! Какие точные сравнения, слова, обороты речи. И сколько пафоса, торжественности. Воистину Моисей — натура глубоко поэтическая, утонченная и возвышенная.
Эту песнь еврейские женщины под предводительством Мариами и под аккомпанемент тимпанов воспевали с ликованием на другом берегу Красного моря, когда воочию убедились в избавлении Божием.
Вторая песнь Моисея помещена во Второзаконии (31:30; 32:1-44). Это чудесная песнь. В ней много общего с той песнью Моисея и Агнца, которую будут петь победители антихриста (Отк. 15:3-4). Эту песнь он сочинил в конце своего жизненного пути и передал народу на прощание. Она исполнена пророческого духа: в ней обостренный взор пророка видит в даль судьбу сынов Израилевых, их победы и поражения. В ней он призывает небо и землю в свидетели о том, что скажет народу истинную правду. Впоследствии тот же прием Моисея повторит пророк Исаия и тоже призовет в свидетели небо и землю против Израиля (Ис. 1:2).
Поэтический прием Моисея здесь очень возвышенный, речь исполнена пафоса, торжественности, величавости: «Польется, как дождь, учение мое, как роса, речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву».
Прежде всего Моисей прославляет здесь Господа и призывает народ воздать Ему славу, ибо «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен». Так поется и в Откровении: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!»
В этой песне Моисей спрашивает о язычниках: «...где боги их, твердыня, на которую они надеялись, которые ели тук жертв их и пили вино возлияний их? Пусть они восстанут и помогут вам, пусть будут для вас покровом!» (стт. 37-38). И тут же отвечает от имени Бога: «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня; Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и исцеляю; и никто не избавит от руки Моей» (стт. 39-40).
Но самое удивительное в этой песне то, как точно, пророчески обрисована историческая судьба Израиля. Господь нашел этот народ «в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего». Израиль стал Его частью, Его наследственным уделом. Бог вознес его на высоту земли, «питал его медом из камня и елеем из твердой скалы...» (стт. 13-14). Он стал у Бога мерилом расселения народов на земле (ст. 8). Затем развратится, увлечется чуждыми богами, языческими мерзостями и не сохранит Ему верности и своего достоинства. Поэтому Бог сокроет от него Свое лицо, и его постигнет Суд Божий: придут бедствия, голод, страдания; путь его станет нелегким. И все-таки враг не одолеет этого народа!
Господь скорбит и глубоко сожалеет, что это случится и что сыны Израилевы не видят своей беды, не видят Заступника, Защитника своего и оттого страдают. А «как мог бы один преследовать тысячу и двое прогонять тьму...» (ст. 30)! Но придет время, «Господь будет судить народ Свой, и над рабами Своими умилосердится...» (ст. 36). Он вступится за них, явит им Свою милость, очистит Свою землю и Свой народ (ст. 43).
Моисей действительно был выдающийся поэт, который использовал свой талант для прославления Бога. Он написал свой знаменитый 89 Псалом, в котором снова звучит утверждение, что Бог «нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог». Это молитва Моисея и это одна из величайших его песен. Она была написана в конце странствования по пустыне и в конце его жизни. Здесь мы находим отражение картины странствования Израиля по пустыне. Обратим внимание на некоторые из мыслей этого псалма.
При его написании Моисей был уже пожилым человеком. За свою продолжительную жизнь он приобрел солидный духовный опыт. Но и теперь, хотя ему исполнилось 120 лет, зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась (Вт. 34:7). Все эти годы он прожил с Богом и видел цель Бога в своей жизни. Он понимал и свою жизненную цель, которая совпадала с тем, чего ожидал от него Бог. А потому он смело и безошибочно мог отличить, что временно, а что вечно, что истинно, а что ложно. Он не жалуется на свою судьбу, не смотрит на нее, как на пустую трату времени. В его сердце нет пессимизма, как у современных поэтов, изображающих жизнь, как сказку безумия. В своем псалме он верно отражает, что человек смертен, ограничен временными рамками. Только Бог вечен, потому что Бог выше времени.
Жизнь человека очень коротка, даже если она продлится и тысячу лет. Пред глазами Создателя она — «как день вчерашний, когда он прошел, как стража в ночи». Она похожа на траву в пустыне, которая растет и цветет короткий миг и скоро исчезает. «Ты как наводнением уносишь их (годы); они, как сон, — как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает. Ибо мы исчезаем от гнева Твоего...»
Только Господь Бог живет от века и до века. Поэтому Моисей и пишет: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог». Оглядываясь на свою жизнь, Моисей удовлетворен ею, несмотря на ошибки и согрешения, и он просит у Господа: «Рано насыти нас милостию Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши».
В этом псалме много намеков на ценность людей, проживших долго. Это рассматривается в Писании, как благословение Божие. В другом псалме Бог дает обетование: «Долготою дней насыщу его...» (Пс. 90:16). Многие считают, что и 90-й Псалом тоже написан Моисеем. Итак, преклонные годы рассматриваются Библией, как результат Божиих благословений (Пр. 3:2; 4:10; 9:11; 10:27). Продолжительность жизни связана с мудростью. Мудрость часто ассоциируется с долгой жизнью, со старостью. Это подтверждает и Новый Завет (см. Луки 2, где представлены Симеон и Анна). Апостол Павел называет духовных лидеров старцами. В книге пророка Исаии (46:2) Господь обещает: «И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас...»
Библейская мера или продолжительность жизни определена в псалме в 70-80 лет: «Дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10). Мы живем в наше время по 70-80 лет, иногда чуть больше или чуть меньше. Ключевой стих 89 Псалма двенадцатый: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобресть сердце мудрое». Параллельный стих другого псалма содержит ту же мысль: «Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой» (Пс. 38:5). Кто же должен «счислять» число наших дней? Почему мы должны научиться «счислять» наши дни? И как мы можем «счислять» их?
На эти вопросы отвечает Моисей: «...чтобы нам приобресть сердце мудрое» (Пс. 89:12). Это относится и к пожилым, и к молодым. Через искание Бога нам надо приобрести сердце мудрое. Надо сохранять в жизни чувство полноценности и уверенности в будущее, не допуская разочарования. Нужно всегда искать и стремиться найти значимость и смысл жизни, а когда отходим с земли — помнить, что с нами Бог. Нам нужно «счислять дни наши» потому, что время летит быстро. Нужно жить так, чтобы и в старости быть плодовитыми, сочными и свежими духовно, как сказано об этом в псалме (91:13-15). О Давиде говорится, что он умер «в доброй старости, насыщенный жизнью, богатством и славой» (1Пар. 29:28).
Жизнь наша действительно коротка. Она — как «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). И потому нам велено научиться считать дни наши так, чтобы приобрести мудрое сердце. Из-за краткости жизни необходимо дорожить временем, отпущенным нам. Это во-первых.
А во-вторых, — из-за качества жизни. «Дорожите временем, — пишет Павел, — потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16). Поэтому Моисей молится Господу: «Рано насыти нас милостью Твоею...» (Пс. 89:14-17). И Бог дает нам это качество жизни: дает нам новое сердце, новый дух, новые мысли и новые интересы; новые цели, новые планы и новое отношение ко всему; Он радует, утешает и благословляет нас; отсвет Его славы ложится и на нас, когда мы слушаемся Его голоса.
В-третьих, неизбежность смерти должна подстегнуть нас считать мудро скоротечные дни нашей жизни. По Писанию, смерть нельзя отложить. Она приходит к каждому из нас: «...человекам положено однажды умереть, а потом суд...» (Евр. 9:27). Мы все встречались с похоронами. В молодости мы не замечали смерти, не обращали на нее внимания, игнорировали ее, не придавали ей особого значения. Но смерть — непрошеный гость. Она может прийти в любое время и надо уметь встретить ее мудро. Смерть — наш враг (1Кор. 15:26). Но Христос победил ее, и теперь мы не должники смерти. Теперь мы приближаемся к ней с глубокой уверенностью, что Бог там, на той стороне, и мы имеем надежду воскресения. Иисус Христос — первый плод воскресения, а мы все — Его жатва, Его нива. Если мы сталкиваемся со смертью лицом к лицу, зная, что она враг наш, но враг побежденный, то это прибавляет нечто к качеству нашей жизни. Тогда все для нас — Божие творение, красота этого творения более заметны. И когда мы стоим на пороге смерти, к нам приходит лучшее понимание и собственной, и чужой жизни. Тогда мы замечаем любовь близких, друзей и родных, ценим их.
Так кто же должен «счислять дни» свои? Все! Но особенно те, кто подошел вплотную к рубежу жизни, к ее финишу.
И четвертая мысль: как надо считать наши дни?
Во-первых, через искание Бога. Он наше прибежище и конечная пристань. Нам надо искать Бога всегда, приходить к познанию Его через Его Слово, ибо Он там от века и до века. С практической стороны, мы должны сохранять в жизни чувство полноценности, завершенности дела, исполненного долга, не допускать духа поражения и опустошенности. Вспомним слова Павла: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Мы должны подкреплять Словом Божиим чувство своей значимости, своей ценности у Бога, исключить грех и вину из своей жизни, ибо мы прощены авансом. Удалить чувство бесполезности и одиночества, ибо Бог с нами.
Во-вторых, упрощать нашу жизнь, удалять из нее все то, что бесполезно и не нужно. У пожилых время, силы и энергия ограничены, поэтому время следует отдавать лишь на то, что наиболее важно и ценно, чтобы попусту не расточать силы.
Итак, Псалом 89 хотя и составлен человеком преклонного возраста, но он, как видим, обращен к людям всех возрастов — к пожилым, средних лет и молодым. Все, что в нем написано, необходимо всем. Это было пережито Моисеем на собственном опыте, и этим опытом он делится с нами. Этот мудрый взгляд на жизнь, на ее ценность и смысл он приобрел у Господа и открывает нам. В его лице Бог показал, какой высоты может достичь человек, когда он верой ходит с Богом и пред Богом.
Добавьте свой комментарий