Религиозное сознание на оккупированной территории СССР в 1942-1944 гг.
В категориях: Политика, экономика, технология

О. В. Сердюцкая
Религиозную ситуацию определяют как разновидность ситуации социальной, понимая под наличие, тип и интенсивность религиозных проявлений, динамику и направленность их изменений, характер и степенью их воздействия на общество. Показателями, определяющими религиозную ситуацию, являются, в том числе процессы, происходящие в массовом религиозном сознании и идеологии. В СССР положение святых организаций определялось государственной идеологией. Если советская власть считала Церковь своим врагом, нацисты во время Великой Отечественной войны рассматривали ее как своего потенциального союзника. [5, 33-37.]
Под уровнем религиозности принято понимать характеристику отношения к религии определенной группы людей. В простейшем случае он определяется как процентное отношение респондентов, обладающие признаком религиозности, ко всей совокупности опрошенных.[2, 64.] Несмотря на попытки советской власти полностью уничтожить религию, довольно ощутимая часть населения РСФСР на начало войны сохранила приверженность христианству. В качестве основных критериев религиозности выделяются: содержание и уровень религиозного сознания индивидов (их религиозных представлений и эмоций) и религиозное поведение (соблюдение обрядов, участие в деятельности религиозных организаций). С исчезновением главного сдерживающего фактора — Советской власти — религиозное поведение становится адекватным религиозному сознанию. Определяющим процессом массового религиозного сознания после оккупации стал взрыв интенсивности его проявления. Рост религиозности в стране объяснялся и тем, что население в Церкви моральную опору и утешение, своеобразную психологическую нишу. Наблюдалась нехватка священников. Были открыты пастырские курсы, где обучение велось самым ускоренным образом.
Уровень религиозности и ее обусловленность социальной подоплекой определяли поведение немецких властей. Внимание со стороны оккупационных властей уделялось использованию религиозной темы в пропагандистской работе. В прессе всячески подчеркивалось, что новый режим несет религиозную свободу. Настойчиво рекомендовалось в проповедях выражать верноподданические чувства к Гитлеру и III Рейху. Активно способствуя развитию коллаборационистской печати нацисты настоятельно рекомендовали, чтобы каждая газета имела религиозную рубрику.[3, 81]
На деревенского священника оккупанты возлагали широкий круг задач. Многие из них никакого отношения к религии не имели. По приказам нацистов утверждались темы проповедей. Речи в поддержку оккупантов были обычным явлением. Многие псковские пастыри вынуждены были заявить о своем отвержении большевизма как идеи и практики.
Всплеск религиозности на всей территории СССР трактовались большевистским правительством ошибочно. Широкое распространение религиозных актов относились за счет невежества, плохой пропагандистской работы и манипуляции простыми людьми со стороны религиозных шарлатанов.[1,196-197]
Список литературы
1. Майнер С. М. Сталинская священная война. Религия, национализм и союзническая политика. 1941-1945 гг. М., 2010,455 с.
2. Основы религиоведения:/ Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998, 430с.
3. Перелыгин А.И. Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917-1953 г.). Орел, 2008, 213с.
4. Якунин В. Н. Русская православная церковь на оккупированных тер-риториях СССР в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Самара, 2001, 242с.
IV Всероссийский социологический конгресс - Социология в системе научного управления обществом
Секция 14, Социология религии
Добавьте свой комментарий