Черты характера, способности и навыки, необходимые для руководителя
В категориях: Обучение и навыки

Шатун В.Т.
Грубая, простая, примитивная сила настойчивости есть некоронованная королева мира воли. Г. Форд
Одним из первых дал характеристику личности менеджера А.Файоль в своей книге "Общее и промышленное управление", изданной в 1916 году. Он сформулировал шесть основополагающих черт эффективного руководителя:
1. Физические качества: здоровье, сила, ловкость.
2. Умственные качества: понятливость, легкое усвоение, рассудительность, сила и гибкость ума.
3. Нравственные качества: энергия, стойкость, сознание ответственности и инициатива, чувство долга, такт, чувство достоинства.
4. Общее развитие: запас различных понятий, не относящихся исключительно к области выполняемой функции.
5. Специальные знания, относящиеся исключительно к какой-либо одной функции - будь то технической... будь то административной...
6. Опыт: знания, вытекающие из практики, воспоминания об уроках, лично извлеченных из фактов".
Спустя 12 лет Н.Хилл написал популярнейшую книгу "Думай и богатей", которая переиздавалась затем 42 раза. Важнейшие особенности управления как вида деятельности Хилл определил так: "Одиннадцать секретов управления". Вот они:
1. Смелость и решительность: они базируются на познании самого себя и дела, которому посвящена вся жизнь. Ни один исполнитель не будет долго терпеть не очень смелого и неуверенного в себе руководителя. Будьте решительны с нерешительностью - своей и чужой. (Н.Хилл)
2. Самоконтроль. Человек, не контролирующий себя, не сможет контролировать и других. Самоконтроль - прекрасный пример для исполнителей, которые стремятся подражать руководителю.
3. Острое чувство справедливости. Менеджер, который им не обладает, не пользуется уважением со стороны подчиненных и утрачивает моральное право руководить.
4. Четкость и твердость в решениях. Менеджер, который колеблется при принятии решений, демонстрирует неуверенность в себе, не может быть успешным руководителем.
5. Ясность планов. Преуспевающий руководитель планирует свою работу и тщательно работает над планом. Тот, кто действует на авось, без ясных, практически осуществимых планов, рано или поздно напорется на скалы, как парусник без парусов и штурвала.
6. Привычка работать "сверхурочно". Обязанность, которую добровольно берет на себя менеджер, - готовность работать больше, чем он требует от своих подчиненных.
7. Привлекательность личности. Небрежность и неряшливость никогда не приведут к успеху. Подчиненные перестают уважать руководителя, который не следит за собой и своей репутацией.
8. Сочувствие и понимание. Менеджер должен понимать проблемы подчиненных, сочувствовать им и уметь прийти к согласию с ними.
9. Совершенное владение предметом и ситуацией. Менеджер досконально знает свое дело и умеет найти оптимальное решение в любой ситуации.
10. Готовность взять всю ответственность на себя. В том числе и ответственность за ошибки и упущения своих подчиненных. Кто взял за правило перекладывать ответственность на других, обычно недолго задерживается на ответственной должности. Если подчиненный совершает ошибку или обнаруживает некомпетентность, менеджер должен считать, что это его ошибка и его личная некомпетентность.
11. Сотрудничество. Руководитель должен понимать и применять принцип совместных усилий и воспитывать у подчиненных способности к сотрудничеству. Для управления нужна энергия, а ее дает сотрудничество.
Совокупность перечисленных выше качеств и черт личности руководителя необходима и современному менеджеру. Кроме того, для эффективного управления персоналом и современным производством руководителю, прежде всего, необходимо овладеть теорией менеджмента, чтобы понимать природу управленческого труда и процессов управления, уметь оценить собственные подходы к подчиненным, умело ставить им задачи, понимая их мотивацию, стимулировать их творческую и продуктивную работу.
Необходимым условием эффективного менеджмента является способность к руководству, которая проявляется в наличии целого ряда качеств и способностей. Что же определяет способность к руководству?
Наличие разумных личностных ценностей и четких личных целей - необходимое качество, так как менеджер ежедневно принимает решения, которые основываются на личных ценностях и принципах. Если личные ценности и принципы нечеткие, то ему не хватает достаточно твердых оснований для выводов и убедительных аргументов для подчиненных. Современная концепция эффективного управления ориентируется на такие ценности, как эффективность производства, реализация потенциала работников, готовность к нововведениям
Тот, кто управляет только подчиненными, руководитель только на 50%. Руководитель на все 100% тот, кто умеет управлять и вышестоящим начальником.
Организаторские способности, умение руководить собой и другими заключаются в умении владеть собой, реально оценивать свои физические возможности, рационально использовать энергию, время и навыки. Это находчивость, способность генерировать идеи, побуждать к творчеству подчиненных, постоянное желание и готовность преодолевать препятствия, экспериментировать, рисковать, развивать инициативу подчиненных. Важно умение влиять не только на подчиненных, но и на тех, кто менеджеру непосредственно не подчинен, чтобы иметь необходимую поддержку и помощь в решении задач своей организации. Эти люди существенно отличаются от менеджера по статусу и интересам, и он должен владеть специфическими способностями и качествами, способствующими повышению доверия и уважения со стороны тех, с кем он вступает в отношения. Основой организаторских способностей являются:
- практичность: умение использовать знания, жизненный опыт;
- товарищество: открытость для окружающих, готовность общаться, потребность в человеческих кон-тактах;
- глубина ума: способность проникать в суть явлений, видеть их причины и последствия, умение выделить главное;
- активность: энергичность при решении практических задач;
- инициативность: творческое проявление активности (предложения, идеи);
- настойчивость: проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
- самообладание: умение контролировать свои чувства и поступки;
- целеустремленность: способность подчинить все свое поведение поставленным целям;
- трудоспособность: способность долго, напряженно и терпеливо работать не утомляясь;
- наблюдательность: умение видеть, непроизвольно выделять главное, сохранять в памяти детали;
- организованность: собранность, умение планировать свою деятельность, способность подчиняться необходимому режиму;
- решительность: способность принимать решения без излишних колебаний и проволочек, подкрепленная такими качествами ума, как быстрота, гибкость и умение прогнозировать;
- самостоятельность: независимость в решениях, умение находить способы решения задач, брать на себя ответственность.
Шатун В.Т. Учебное пособие: "Я – начальник, – ты…", 2008г.
Добавьте свой комментарий