Социальный бизнес перестраивает сознание
В категориях: Обучение и навыки

Анна Байдакова
Цель социального бизнеса — не максимизация прибыли, а решение одной или нескольких из существующих социальных проблем, таких как образование, здоровье, доступ к технологиям, сохранение окружающей среды
Социальное предпринимательство — это деятельность, направленная на смягчение социальной проблемы, новый способ ее решения в данных условиях и в данном месте. Такой социальной проблемой может быть снижение уровня бедности, решение проблем в здравоохранении или образовании, а также многие другие. Этот вид бизнеса способен существовать за счет предпринимательства, а его решения потенциально тиражируемы и инновационны.
Социальные инновации в широком смысле — это благотворительные фонды, культурные фестивали, то есть все то новое, что создается в обществе, что придумывают люди, чтобы изменить мир в лучшую сторону. Социальная инновация может быть разовой акцией или долгосрочным проектом, при этом само социальное предпринимательство — это решение, рассчитанное на длительный срок.
Ольга Рябова член координационного совета Торгово-промышленной палаты РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпринимательств
Социальный инноватор, предприниматель — это человек, который берется за проблему и доводит ее решение до конца: если у него не получается решить ее одним способом, он придумывает второй, третий, четвертый, пятый.
Откуда они берутся
Я встречалась с социальными предпринимателями разных типов. Первый — это те, кто сам столкнулся с социальной проблемой. Они не предлагают идею проекта и не ждут, что кто-то его реализует, — они его создают и делают сами. Их немного, в отличие от тех, кто в ответ на свою идею проекта ждет, что им дадут деньги, предоставят здание, научат сотрудников и так далее. Но отрадно то, что их становится все больше.
Вторая категория — те, кто был традиционным предпринимателем, но по каким-то причинам решил заняться еще и социальными инициативами. Большинство таких приступает к соцпредпринимательству в возрасте 35–45 лет. Возможно, сказывается кризис среднего возраста, когда в 40 лет у человека что-то щелкает и он задается вопросом: что после меня останется в этом мире? И, пользуясь своим опытом, он начинает решать проблемы, которые до этого его лично не касались. Одна из похожих историй: человек поехал на сафари в Африку и увидел, что там, где он побывал, многие дети во время учебного года не ходят в школу, а сидят дома. Спросил почему, и оказалось, что, когда у детей падает зрение, родителям из-за недостатка средств проще оставить ребенка дома, чем покупать ему очки. И предприниматель выделил 25 тыс. долл., чтобы дети смогли приобрести очки сами себе. Теперь ребята могут учиться, окончить школу и получить высшее образование, а их пропуском в новый мир стали очки за доллар, два или три. Это реальная история, рассказанная в 2009 году на конференции ВТБ по лидерству, и речь в ней идет о россиянине. Это не социальный бизнес, а благотворительность, своего рода пример переключения в голове, о котором я говорю.
Идея не в том, чтобы плести авоськи ради авосек, а в том, чтобы позволить людям снова почувствовать себя нужной частью общества
Третья категория социальных предпринимателей — любимое нами поколение Y. Людям, которые сейчас выходят из школ и вузов, от работы нужно еще что-то кроме денег. И среди этих ребят много тех, кто, даже работая в большой корпорации, придумывает и делает свои социальные проекты.
Как это работает
Социальным предпринимателям зачастую сложно объяснить окружающим, зачем они делают то, что делают, и отчего именно так, почему они трудоустраивают инвалидов, не берут максимальную цену за свои услуги и так далее.
19 сентября в Москве проходила конференция, на которой была презентована концепция развития социального предпринимательства в городе Москве. На ней выступал Евгений Рапопорт, основатель проекта «Авоська дарит надежду», который рассказывал, что в свое время плетение авосек было отдано именно Обществу слепых, потому что такая работа соответствует возможностям незрячих и развивает их способности. А потом авоськи заменили полиэтиленовые пакеты, и теперь Евгений возрождает традицию. Один из слушателей спросил у Рапопорта, не думал ли он о том, чтобы закупить специальное оборудование, но ведь идея-то не в том, чтобы плести авоськи ради авосек, а чтобы позволить людям снова почувствовать себя нужной частью общества! Вот эта проблема коммуникации отличает социальное предпринимательство от традиционного бизнеса.
Часто, чтобы сделать бизнес устойчивым, социальные предприниматели используют в своем проекте две модели — ориентированные на коммерческих клиентов и предназначенные незащищенным категориям населения. Например, у российской компании «Либерти», занимающейся туризмом для инвалидов, есть коммерческие туры по России, созданные для туристов-колясочников из зарубежных стран, и в них-то заложена нормальная, бизнесовая норма прибыли. А за счет этой прибыли турфирма может продать по себестоимости туры для наших колясочников, у которых денег не так много. Девушки, организовавшие проект, взяли инвалидную коляску и сами опробовали предлагаемые туристические маршруты: одна ехала в коляске, а другая ее везла. Начали они с Петербурга. Если видели, что куда-то колясочник не может пройти или подняться, обсуждали возможность преодоления препятствия с владельцами гостиниц, директорами музеев. Теперь они очень гордятся тем, что в городе появилось больше мест, куда могут добраться инвалиды.
Новое общество для нового бизнеса
Что нужно для развития социального предпринимательства? Если дети, вырастая, помнят о том, что все они лидеры и творцы, то они позволяют себе мечтать о невозможном. Будущим социальным предпринимателям нужны признание и понимание окружающих, хорошая коммуникация в обществе, чтобы государственные чиновники, особенно на местах, тоже заразились ноткой душевности, а не просто выполняли регламенты, чтобы они вместе с предпринимателями болели за общее дело, за то место, в котором они живут. А за этим придут и экономическая поддержка, и налоговые послабления. В первую очередь люди должны понимать, что это абсолютно нормально — жить в чистоте и порядке и не считать, что кто-то должен решать за тебя твои проблемы.
Мне понравился ответ Мухаммада Юнуса на вопрос «Вы можете решить проблемы мира?» Он ответил: «Я подумал и решил, что я обычный человек и не могу решить проблемы мира. И проблемы страны, и проблемы города я не могу решить. Но я могу помочь человеку, который находится рядом со мной.
Добавьте свой комментарий