reveal@mirvboge.ru

Украина — поле острого противостояния между Московским и Константинопольском патриархатами.

В категориях: Общество, Церковь и власть


Виктор ЕЛЕНСКИЙ

Вселенский (Константинопольский) патриархат, декларируя готовность помочь народу, который «занимает особое место в сердце Церкви-Матери, можно даже сказать, центральное место в материнском сердце» (патриарх Варфоломей I), неоднократно заявлял, что считает обстоятельства пере подчинения Киевской митрополии в 1686м Московскому патриархату 37 совершенными «не по предписаниям канонических правил». Константинополь не считает украинскую проблему внутренним делом Московского патриархата и полагает невозможным, чтобы какие бы то ни было решения принимались тут без его участия. Кроме того, Новый Рим готов и далее, как он это уже неоднократно делал в прошлом веке, разыгрывать украинскую карту в долгом и изнурительном соперничестве с Римом Третьим.

Кульминацией константинопольско-украинских отношений становится визит патриарха Варфоломея I в Киев летом 2008 года. Патриарха встречают с беспрецедентными почестями. Ожидается (позднее патриарх Кирилл назовет эти ожидания достоверными), что Константинопольский патриархат примет под свой омофор украинские Православные церкви, объявившие себя независимыми от Москвы — УПЦ КП и УАПЦ. Две канонические юрисдикции на территории одной страны — это скандал, это не безупречно ни с точки зрения церковного права, ни с точки зрения консолидации украинского общества. Но в условиях, когда Московский патриархат отчетливо демонстрирует свою незаинтересованность в решении украинского вопроса, это — выход и для миллионов православных, и для будущего Православия в Украине.

Проект провалился из-за отказа патриарха Филарета принять условия вхождения возглавляемой им Церкви в состав Константинопольского патриархата. Эти условия, как потом рассказал сам патриарх, включали: объединение УПЦ КП и УАПЦ; преобразование объединенной церковной структуры в митрополию Константинопольского патриархата; отречение самого патриарха Филарета от патриаршества; избрание украинскими епископами трех кандидатов на Киевский престол, из которых Вселенский патриарх сам выбрал бы Киевского митрополита. Это означало меньший объем самостоятельности, чем у УПЦ в единстве с Московским патриархатом; кроме того, обретение автокефалии отодвигалось на неопределенное время 38. Провал плана по урегулированию канонического статуса украинских православных церквей, не признаваемых Полнотой Православия, в Москве был воспринят как победа, а в Украине вызвал критику в адрес Филарета. Главным образом — со стороны Украинской автокефальной православной церкви, предстоятель которой обвинил патриарха в том, что тот ради сохранения своей власти в церкви упустил уникальный шанс 39.

 

Виктор ЕЛЕНСКИЙ, Украинское православие и украинский проект.

Pro et Contra № 3–4 (59), май — август 2013

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: