Что думают священнослужители основных конфессий о том, надо ли преследовать за критику Церкви
В категориях: Общество, Церковь и власть

В Свердловской области Следственный комитет возбудил уголовное дело о разжигании религиозной розни по факту публикации критических постов о Русской Православной Церкви в личном блоге пары пенсионеров-пятидесятников Петра и Ольги Ткалич, сообщает Slon.ru.
Семь лет назад Петр Ткалич опубликовал два коротких текста под названиями «Кипящий котел» и «Кипящий котел-2». «Последние годы по самому главному путинскому телевизионному каналу каждое воскресенье выступает митрополит Кирилл. За все это время я его ни разу не видел с Библией! То есть перед телекамерой в праздничной униформе, при полном параде сидит человек и несет в эфир какую-то отсебятину», - писал он, в частности.
Ему также не понравилось, что представители Церкви, по его словам, «тщательно избегают слова "христиане", используя вместо него "православные"». «Я долго вначале ломал над этим голову: ну почему так? Только потом понял, что это и есть те самые сектанты, с которыми изо всех сил борются в России», – говорится в блоге.
Далее он рассуждает об антисемитизме среди православных и применяет к России слова библейского пророка Иеремии – «кипящий котел», с которого «от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли». «Слишком многих наших правителей можно считать слугами Антихриста», – заключает Ткалич.
Надо сказать, что тут Ткалич не одинок: среди протестантов, особенно в Америке, довольно распространено отождествление с Россией упоминаемого в Библии царства Рош (в греческом и славянском тексте «Рос»): «Сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество, и скажи: так говорит Господь Бог: «Вот, Я — на тебя (в смысле: «Я иду на тебя как на врага», - Regions.Ru), Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои…» (Иез., 38 : 2-3) Цитируемое Ткаличем место из Иеремии («Вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли…» - Иер., 1 : 13) тоже не раз применяли к нашей стране. Впрочем, придумали это не протестанты: трактовки такого рода существовали еще в Византии во время набегов из Руси (от Олега до Святослава).
В правозащитной организации «Агора» сообщили, что дело возбуждено по материалам проверки местного ФСБ. Недавно к Ткаличам пришли с обыском, тексты из блога направлены на экспертизу, которая должна установить, не подпадают ли они под статью о разжигании вражды. О результатах станет известно ориентировочно через полгода.
«Как вы считаете, должно ли государство преследовать за высказывания, подобные приведенным? Не следует ли Церкви как-то вмешаться в это дело?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский
Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»
Мне кажется, государству имеет смысл вмешиваться только когда одна из конфессий выступает по отношению к другой с прямыми оскорблениями, а не с критическими замечаниями, не с обвинениями в ереси и прочем, - потому что это наши внутририхристианские разбирательства. И если вопрос оскорбления религиозных чувств приобретает большой резонанс, как с «Pussy Riot», происходит оскорбление многих верующих, тогда государство тоже должно обращать свое внимание.
Например, в курсе «Сравнительного богословия», изучаемого каждым студентом Московской православной духовной семинарии и академии, происходит изучение многих течений и сект. С точки зрения православия пятидесятники - это ересь, и если они на нас за это начнут подавать в суд и наоборот, это будет форменный кошмар. Однако недопустимо, если кто-то будет называть руководителя секты дураком, ослом, рисовать на него похабные шаржи и присваивать оскорбительные клички.
И еще важна реакция общества, - ведь именно серьезное отношение к вещам ее провоцирует. Например, террористов не интересует смерть людей, им важна реакция и всплеск общественного мнения. Поэтому чем меньше будут обсуждать такие темы, тем лучше.
Протоиерей Александр Кузин
клирик храма Космы и Дамиана в Шубине
И Церкви надо вмешиваться и государству. Вопрос стабильности общества, его цельности – это вопрос цельности государства, поэтому государство должно участвовать в таких делах.
А Церковь должна вмешиваться в зависимости от масштабов событий. Восточная пословица гласит: «Собака лает, караван идет». Я не эксперт, но как гражданин государства и как член Русской Православной Церкви думаю, эти записи в блогах никаким образом не влияют на наше внутреннее бытие. Мы должны спокойно смотреть на лай собак. Но если мы примем лай собак за глобальное тотальное событие, у нас будет повреждение в уме.
В этих высказываниях я вижу не более чем попытку навязать нам проблемы, которые в обществе не существуют.
Протоиерей Александр Добросельский
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Заокское Рязанской области, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина
Патриарх не обращается к неправославным христианам из любви и уважения к ним, чтобы не простирать свою власть на тех, кто её не признает. Это настолько естественно и понятно, что дополнительное разъяснение описанной ситуации совершенно излишне.
Если же кто возмущается подобным поведением Святейшего, то таковым полезно вспомнить цитату из Библии: "Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали" (Лк. 7, 31-33). Если бы патриарх обратился с проповедью ко всем христианам, эти же люди до глубины души оскорбились бы тем, что посягают на их самостоятельность.
Игумен Агафангел (Белых)
настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область)
Я добросовестно погуглил все что есть в глобальных сетях по этому вопросу, и у меня сложилось мнение, что, собственно говоря, о разжигании религиозной розни речи нет.
Всерьез их слова, конечно, воспринимать нельзя. "Отсебятину" несли и Святые отцы, говоря о собственном понимании Слова Божия, и это мы ныне называем Священным Преданием. Отсебятину нес и основоположник протестантского движения в христианстве - Мартин Лютер, и уж тем паче множество пятидесятнических пасторов несёт самую настоящую отсебятину, так как в этом направлении христианства приветствуется субъективное понимание Евангелия, без всякого согласования с какой бы то ни было традицией библейской экзегезы. Так что кроме легкой негативной коннотации, в этом слове нет ничего обидного.
Другое дело - политическая деятельность Петра и Ольги Ткалич, их противостояние с местными зажиточными и властными людьми. Здесь в борьбе «все средства хороши». Пресловутая статья 282 часто становится инструментом борьбы, силового воздействия на оппонентов. И здесь не важно, кто прав, а кто виноват.
Как-то патриарх Кирилл критически высказался о нынешней судебной системе, когда его спросили о введении смертной казни: «При нынешнем состоянии наших судов, если будет смертная казнь, по закону будут "убирать" людей. И это страшная опасность. И пока судебная система не способна обеспечить ее справедливое применение, рано вести речь о возвращении такого наказания, как смертная казнь».
Поэтому я думаю. что здесь речь не о разжигании религиозной розни к Русской Православной Церкви пятидесятником Петром Ткаличем, а речь о том, что этот закон может быть легко обращен против любого неугодного, в том числе и против православного. Ведь в Евангелии и в святоотеческих трудах содержатся крайне «нетолерантные и неполиткорректные» выражения. Так что я согласен с патриархом и думаю, что это просто очередная попытка "убрать по закону".
Игумен Никон (Головко)
председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря
Приведенные высказывания г-на Ткалича я бы назвал легковесными и даже недостойными внимания, и лично мне кажется, что раздувать из-за них уголовные дела не следует: не потому, что они направлены на критику Церкви, а именно потому, что они очень несерьезные - есть и более интересные выступления в Сети.
Вообще мне нравится, когда критикуют Церковь, я иногда даже сам почитываю в интернете критические выпады и считаю, что критика помогает Церкви жить: друзья так не укажут на ошибку, как враги - эти не спустят ничего! И слава Богу!
Священник Игорь Шумилов
настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на
Пусть лучше государство занимается борьбой со взяточничеством и казнокрадством. Пусть промышленность отечественную реанимирует. Пусть займется проблемой образования и медицинского обслуживания.
Если человек получит хорошее классическое образование, он не будет писать всякие глупости в интернете. Будет гораздо меньше сектантов и воинствующих атеистов, ибо они вырастают на почве невежества. Преследовать же за толкования пророков, пусть и неумные и неприятные, государству не следует. Это мое мнение.
Церковь постоянно пытаются вовлечь в мирские дрязги, но нам Господь не заповедовал заниматься политической борьбой. Заступиться за обидимого, даже врага - да, Церковь может это сделать. Она обязана любить врагов, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих и гонящих Её. (Матф.5:44)
Иеромонах Макарий (Маркиш)
священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии
Здесь вопрос не нравственный, а юридический. В России существуют законы и существуют органы, которые следят за исполнением законов. И нам, гражданам России, указывать судьям, как им трактовать законы – недопустимо, тут важна независимость судебной власти. Эта история служит примером тому, чтобы читатели почесали затылки и поняли – мы хотим жить по закону, а не в обществе, управляемом эмоциями.
Ни Церковь, ни кто бы то ни было не должны диктовать, как кому действовать в досудебном и судебном разбирательстве. Церковь может ходатайствовать о снисхождении, когда сочтет необходимым, но только на основании процесса, а не на основании слухов.
Когда был хулиганский акт в храме Христа Спасители и шел суд, то возникали вопросы: почему Церковь не участвует? А потому что хулиганки ее не просили о ходатайстве. Если бы они направили ходатайство, епископ мог бы рассмотреть, а раз не направили, почему Церковь должна вмешиваться? В России миллион преступников, что же - Церкви за всех ходатайствовать?
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)
кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета
Интернет пестрит и куда более резкими высказываниями представителей религий по отношению мировоззрениям друг друга, но "охоту на ведьм" устраивать не стоит. И апостолы, и Христос позволяли себе высказывания по отношению к фарисеям и саддукеям, за которые можно было бы осудить Христа за разжигание межрелигиозной розни. Само существование разных религий уже подразумевает эту рознь, но раз мы живем в обществе, где можно свободно исповедовать свои религиозные взгляды, то этого права нельзя отнимать, как и права оценки мировоззрения других людей.
В данном инциденте, на мой взгляд, отсутствует основание для межрелигиозной розни, а присутствует обыкновенное дилетантство и оскорбление личности Святейшего Патриарха. Инсинуации с толкованиями библейского текста есть в ряде американских религиозных организаций, например Свидетелей Иеговы, которые искренне уверены в том, что Бог скоро уничтожит все религии и традиционные конфессии, оставив только последователей общества «Сторожевой башни». На мой взгляд, эти псевдотолкования просто анекдотичны и вызывают улыбку. Серьезно к ним мало кто относится.
Если есть конкретные действия, нарушающие закон и разжигающие межрелигиозную вражду, тогда государство вправе вмешаться и пресечь деятельность организации, а когда это ведется на уровне эмоций и сплетен, то здесь уже необходимо отстаивать честь оскорбленных организаций и лиц в другой плоскости.
Исмаил-хаджи Бердиев
председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа
Я отношусь с уважением к патриарху и считаю, что никто не имеет права осуждать его действия и высказывания.
Если же человек высказывается против патриарха или предпринимает какие-то действия, то, безусловно, государство должно его охранять, защищать. Задача государства – обеспечить защиту и безопасность своих граждан, патриарха в том числе.
Альбир-хазрат Крганов
Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России
В последнее время происходит много разных провокаций на религиозную тему. И то, что сегодня тема оскорблений чувств верующих законодательно закреплена – это хорошо. Но практика показывает: нельзя все решить только буквой закона. Мы знаем, как некоторые умеют писать на заданную тему, обходя законные критерии, но между строк читается их ненависть к определенным группам. И по закону тут не придерешься.
Конечно, как в известной поговорке «на каждый роток не накинешь платок»: у каждого есть свое мнение, люди сегодня по-разному его выражают, сложно проследить за каждым, чтобы кто-то кого-то не обидел. Но с другой стороны в многоконфессиональной стране, где много разных народов и культур, непозволительно оскорблять одной группе инакомыслящих другую группу. И когда это порождает конфликты, несет реальную угрозу и ведет к дестабилизации общества, вмешательство государства необходимо.
Добавьте свой комментарий