Лидеры российских конфессий о «Русских маршах» и народном единстве
В категориях: События и вести

Народное единство и "Русские марши", - Мнения священнослужителей
4 ноября 1612 года воины под предводительством Минина и Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. С 2004 года этот день объявлен государственным праздником.
Те, кто в народное единство не верит, ссылаются чаще всего на разобщенность людей, повальный эгоизм, озлобленность и отсутствие взаимопомощи. Кроме того, указывают на отсутствие у людей единой цели, на напряженные межнациональные отношения и на разделенность по политическим убеждениям. Так, в одном из интервью Regions.Ru член Комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции КПРФ Олег Куликов воскликнул: «Единство кого и с кем? Олигархов с нищим народом или безработных с работодателями?»
В России уже установилась традиция проводить в этот день «Русские марши», в которых принимают участие разные организации – вплоть до откровенно неонацистских. Фотографии молодых людей, вскидывающих руки в нацистском приветствии, в СМИ стали одной из примет этого дня, и на их фоне само упоминание о народном единстве звучит насмешкой.
«А как обстоят в России дела с народным единством на ваш взгляд? Каковы, по вашему мнению, главные причины того, что многие граждане России не ощущают себя частью единого народа? Меняется ли это ощущение, и если да, то в какую сторону? Что вы думаете по поводу «Русских маршей»?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Артемий Скрипкин
Настоятель Церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона в селе Колчаново Ленинградской области
«Русские марши» проходят каждый год, и с каждым годом, видимо, будет усиливаться националистическое движение. Это связано с ростом обеспокоенности о том, какое место в стране занимает государствообразующий русский народ.
Люди ощущают, что права русского народа ущемляются, начинают выступать и используют День народного единства как повод, потому что этот праздник слабо прописан с идеологической точки зрения. Заявляется о народном единстве, но в чем оно заключается - непонятно. Не хватает правильно разработанной национально ориентированной идеологии. Напротив, она заменяется каким-то абстрактным космополитическим содержанием, которое не греет душу, вот люди и начинают придумывать что-то свое.
Общество и государственная политика игнорируют национальные ценности, а если они игнорируются, будет усиливаться противостояние. Как дальше будет развиваться общая ситуация в стране, неясно, и к сожалению, пока мы изменений к лучшему не видно.
Протоиерей Андрей Спиридонов
клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве
Народ не ощущает единства, потому что нет внятной идеологии внутри общества. Народная жизнь тоже никакого идейного содержания не имеет, потому что оно внятно не изложено и не предлагается. В конце концов, отдельный человек и общество в рамках государства должны иметь какие-то провозглашенные цели своего развития. Христианство предлагает ясные ориентиры, но у нас государство светское, а что такое светскость – не поясняется, какие идейные ценности оно имеет? Пусть бы оно было светским, но христиански ориентированным, тогда и идеология бы формировалась.
А разного рода «Русские марши» - это попытка не сверху, так снизу что-то создать, что и не удивительно: при отсутствии идеи она начинает формироваться снизу, что порой бывает опасно. Все-таки государство и общество, правящий класс должны серьезнее озаботиться тем, какие в нашем обществе идейные скрепы, и если они отсутствуют, то каковы они должны быть. Этим надо заниматься, а не пускать на самотек, потому что потом все оборачивается разного рода маршами и т.д.
Священник Георгий Белодуров
клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери
Я сам никогда не участвовал в «Русских маршах», но знаю, что участвуют там люди очень разные. Наверное, такие марши тоже должны быть, и само их проведение - это некоторая попытка русских нащупать, кто они такие и каким образом должны себя позиционировать сегодня и в будущем. Да, с единством у нас пока плоховато, но что появился этот праздник появился вместо годовщины революции, которая фактически разрушила русскую цивилизацию, на месте которой было построено неизвестно что, - это хороший показатель.
Очень многое зависит от властей, потому что народ уже подает сигналы: Бирюлево, например, очень внятный сигнал. Неслучайно власти сразу зашевелились, а до этого ничего не делали, о национальной преступности вообще молчали, прятались от проблемы и довели до того, чтобы народ сам эту проблему обозначил в таком стихийном виде. Народ вынужден проявлять себя протестом. А мы знаем, русский бунт - это ненормальное и грубое явление.
Мне хочется, чтобы этой темой занялись на самом высоком уровне, и не приходилось властям за взбунтовавшимся народом «подчищать хвосты». Если есть преступность, значит, надо давать ей оценку. Где ложь, там всегда тупик. Проблеме нужно смотреть в глаза, и я не требую, чтобы мы завтра создали идеальное общество, - я в такое вообще не верю. Но я верю в возможность некоторого поступательного движения.
4 ноября – это день, когда в ГУЛАГе расстреляли моего деда, но это и день движения к единству, чтобы не было больше ГУЛАГов, а было больше понимания между людьми, где и чем бы они ни занимались, будь они люди из власти или простые, дагестанцы или русские. Чтобы была мирная жизнь, потому что там, где нет мирной жизни, плачут матери, провожая в последний путь наших сыновей.
Шафиг Пшихачев
Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии
Я считаю, причина нынешнего «раздрая» - в отсутствии единой цели у общества, отсутствия планомерного воспитания патриотизма. В человеке надо воспитывать культуру межнациональных взаимоотношений, а мы этим не занимаемся с момента развала СССР. Естественно, люди не считают себя в едином государстве частью единого общества, потому что не стало тех ценностей, которые являлись объединяющими в советское время, а новых не появилось.
И я поддерживаю президента Владимира Путина, который выступил с инициативой создания единого учебника по истории. Если разные этносы, проживающие в одной стране, не будут ощущать историческое единство, то они не будут себя чувствовать единым обществом. У нас на сегодня существует около 40 учебников по истории, куда это годится.
И надо продвигаться в вопросе межнациональных отношений. Я выступаю за создание единого органа, который бы отвечал за их регулирование. Раньше было министерство по делам национальностей, сегодня требуется подобный орган, который будет отслеживать проблемы и решать их, заниматься профилактикой и т.п.
Исмаил-хаджи Бердиев
председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа
Очень плохо, что эти марши проходят, а тут еще Владимир Жириновский показал себя не с лучшей стороны – это все звенья одной цепи. Каждый хочет на чувствах других заработать себе дивиденды. В стране есть люди, недовольные жизнью, и этим пользуются. И все идет с попустительства наших властей.
Демократия после перестройки все это породила. В советское время была идеология, за всем следили, не давали спуску. А сейчас каждый начинает делать, что хочет, и получается анархия, никакого единения.
Чтобы добиться единства, надо вводить в сознание людей, что мы все - россияне. Нельзя спекулировать на превосходстве какой-то одной нации. Пожестче надо действовать, следить за применением законов, которые никто не соблюдает, тогда будет порядок в стране и осознание народа единым целым.
Зиновий Коган
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин
Думаю, национализм без ксенофобии и без противопоставления народов друг другу может существовать и даже быть полезен.
Наши авраамические религии и исповедующие их народы всегда были в основе Российского государства. И всегда было уважение к народам и религиям, которые являются основополагающими. Это надо всегда помнить.
Сегодня важно то, что нас объединяет, а не то, что подчеркивает разницу. Потому что разницу враги России и так подчеркнут и постараются использовать, а нам надо не быть дураками, заниматься воспитанием детей в духе единения.
Добавьте свой комментарий