Измена не единственная причина распада брака
В категориях: Созидая свой внутренний мир

Ап Фервайен
Грех измены несомненно разрушает брак. В греческом оригинале слово «прелюбодеяние» звучит как «порнейя». Но брак может оказаться на мели и без греха-«порнейя». Подумайте, к примеру, о пьянстве, всевозможных зависимостях, насилии, расточительстве и т.п. Неужели в подобных ситуациях люди всё равно вынуждены оставаться вместе? Можно ли в таких случаях подавать на развод? Ведь Иисус приравнял к прелюбодеянию развод по всем иным причинам, кроме порнейи.
Во-первых, я считаю, что если супружеские отношения серьёзно разладились по каким-то иным причинам, кроме порнейи, тогда совместное проживание может временно прекратиться. В браке никто не является ничьим рабом. Если в семье присутствует насилие, важным соображением является физическая безопасность. Возможно, виновнику нужно будет отказать в доступе к супругу и остальным членам семьи, ради их же благополучия.
Мне хотелось бы (с согласия заинтересованных сторон) процитировать документ, принятый в 2005 году Голландским Евангельским Альянсом под названием «Положения о браке, разводе и повторном браке». Он был составлен специальным комитетом, и я лично был в числе людей, ответственных за его окончательную редакцию. Этот документ был одобрен и принят евангельскими церквями страны.
«Существуют ли иные основания для развода?»
Иисус назвал прелюбодеянием любой отказ жить вместе с супругом кроме отказа, обусловленного сексуальным грехом-«порнейя».
Вопрос заключается в том, как вести себя человеку, если поведение его супруга, не будучи грехом-порнейя, тем не менее, серьёзно подрывает их брак. Есть целый ряд других обстоятельств, оказывающий негативное, пагубное влияние на семью, например, физическое и психическое насилие, пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм и т.п., серьёзное пренебрежение эмоциональным и материальным благополучием супруга.
Несмотря на то, что это противоречит супружеской клятве, возможно, в такой ситуации супругам понадобится разъехаться, чтобы не допустить физического и психического ущерба. В этом случае им так же будет полезно обратиться за помощью в органы социальной защиты, надёжному врачу или другим специалистам. Если в семье есть дети, для этого есть ещё большие основания, так как они тоже являются потенциальными жертвами распада семьи.
Если человек, оказавшийся в такой ситуации, считает, что дальше эти супружеские отношения продолжаться не могут, и просит совета у пастора или психолога, особенно относительно того, чтобы разъехаться или подать на развод, что можно ему посоветовать?
Относительно прекращения совместного проживания в ситуации физического и/или психического риска, пастор (или психолог) может дать положительный ответ. Исполнение супружеских клятв не включает в себя бессловесное принятие подобной ситуации. Решение пожить отдельно, предварительно договорившись о денежных вопросах и опеке над детьми, может сделать положение вещей более-менее терпимым.
Относительно возможности развода, пастор должен напомнить о вышеупомянутых библейских нормах, установленных Иисусом, и о том, что развод позволителен только в случае измены со стороны другого супруга. Далее супругам следует напомнить супружеский завет и обещание оставаться верными друг другу до самой смерти, в горе и в радости. Когда люди дают друг другу такое обещание, всегда есть риск того, что однажды один из супругов может его нарушить. Решение оставаться верным согрешившему супругу, молиться за него и ждать, пока он изменит своё поведение, является подлинным проявлением любви, хотя и даётся очень нелегко. То, что является или кажется невозможным для нас, возможно Богу: Он способен менять человеческие сердца. Неверующие супруги могут прийти к вере, глядя на жизнь своих мужей и жён и видя их «чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3:1-2). Люди нередко считают, что развод разрешит все их проблемы, однако часто это оказывается не так.
Однако человек может считать, что примириться и восстановить брак уже невозможно, так как супружеским отношениям был нанесён слишком серьёзный и необратимый урон, и продолжать их дальше было бы невыносимо. Он воспринимает свой брак как тяжёлую психологическую травму.
Это достаточно распространённая проблема. Как с ней быть?
Здесь важно отметить, что даже пастор совсем не обязан иметь ответы на все вопросы. В некоторых ситуациях разрешать или запрещать что-либо было бы просто неуместно. Пастор не отвечает за решение двух людей вступить в брак; точно так же он не отвечает и за их решение разорвать брачные узы при определённых обстоятельствах. Он может только напомнить супругам о библейских принципах и воздержаться от дальнейших замечаний, если один из супругов готов доказать полную несостоятельность своего брака.
Нам нужно тщательно следить за тем, чтобы не превратить слова Иисуса о разводе в закон в ветхозаветном стиле. Христиане должны самостоятельно принимать решения относительно поворотных моментов своей жизни. Кроме того, они должны чётко осознавать, что сами отвечают перед Богом за свой выбор и поступки.
Пастору следует ознакомиться с ситуацией и определить, не является ли поведение обоих супругов явно легкомысленным и не действуют ли они из неверных побуждений. И хотя ему следует различать факты и стоящие за ними мотивы, он всё равно не способен составить подлинно объективную картину ни того, ни другого. Разъяснив обеим сторонам принципы и нормы Иисуса и подчеркнув важность соблюдения супружеского завета, он должен предоставить им самим право принять окончательное решение. Развод - это весьма распространённое явление в нашем греховном мире, и иногда в ситуации серьёзного разлада супружеских отношений пастору важнее просто поддержать людей, нежели пускаться в дискуссии о том, что допустимо и приемлемо, а что нет.
Другой вопрос заключается в том, что делать, если брак распадается из-за серьёзного физического или психического заболевания, когда не идёт речи о вине или грехе кого- то из супругов. В такой ситуации продолжать совместную супружескую жизнь бывает чрезвычайно сложно. Если ваш супруг страдает от болезни Альцгеймера, если он уже перестал вас узнавать и иногда ведёт себя агрессивно, жизнь вместе с ним может превратиться в тяжкое бремя. Тем не менее, всё равно следует подчеркнуть значимость Христовых норм и принципов и важность заключённого однажды завета. В таких ситуациях у здорового супруга есть возможность обратиться за социальной и медицинской помощью, чтобы снять с себя хотя бы часть бремени. Может быть, жить в одном доме вам действительно невозможно, но это ещё не причина расторгать узы брака. Эта ситуация не является совершенно невыносимой.
При всём этом, нам всегда следует воздерживаться от осуждения тех, кто после продолжительных и мучительных переживаний всё-таки решил развестись. Хотя среди неверующих брак уже давно перестал быть «святым союзом», и сейчас люди расходятся куда быстрее и чаще, и для христиан, и для неверующих развод всегда остаётся трагедией, а не развлечением. Нередко он оставляет после себя глубокое чувство боли как у супругов, так и у их детей. К церковным дисциплинарным мерам следует прибегать только в тех случаях, когда есть явные доказательства греховного поведения. Если чётких доказательств нет и разобраться в ситуации сложно, рекомендуется проявлять умеренность. В этом случае ответственность ложится на самих супругов, как и сказано в Библии: «Да испытывает же себя человек» (1 Кор.11:28) относительно участия в Святом причастии».
По большом счёту, здесь всё самоочевидно. Христианин сам отвечает за себя перед Богом, и духовные лидеры должны предоставить всем участникам конкретной ситуации достаточно свободы, чтобы принять собственные решения и сделать свой выбор.
Ап Фервайен, Искусство счастливого супружества, Гедеон, Хорнаар
Добавьте свой комментарий