reveal@mirvboge.ru

В категориях: Верующий в обществе – границы возможного и допустимого,Христианин и общество

Должен ли прощающий забыть обиду?

«Простить и забыть» — это выражение получило статус клише. Когда мы даруем прощение, включает ли это обещание полностью забыть оскорбление?

И да, и нет. Очевидно, что очистить память от оскорбления невозможно. И чем больнее оскорбление, тем труднее может быть отвлечься от наплыва воспоминаний.

Я слышал людей, говоривших, что, когда Бог прощает, Он забывает наши грехи. Они обычно цитируют Евр. 8:12 и 10:17: «Грехов их и беззаконий их не воспомяну более», или Ис. 43:25: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну».

Но эти стихи не говорят, что Бог забудет наши грехи. Они говорят, что Он не помянет их. В чем же разница? Что-то забыть значит потерять его из памяти. Очевидно, что всеведущий Бог не теряет из памяти наших беззаконий. Скорее, Он отказывается приводить их на память. Он обещает не напоминать о них.

И именно это подразумевает прощение — не напоминать о проступке. Джей Адамс характеризует это как тройное обещание: «Ты даешь обещание не напоминать о его грехе ему, другим и себе. Грех предается забвению».1

А что, если я не могу простить себя?

Я понимаю, что есть те, кто учит необходимости такого вида прощения. Но в Писании я этого нигде не нахожу. Я встречал многих людей, утверждавших, что они не могут себя простить, но после тщательного исследования это обычно оказывается разновидностью греховной гордости, усиленной современной философией самоуважения. Человек, который жалуется на неспособность простить самого себя, часто просто ищет лестных или утешительных слов от других, как способ успокоения боли, которую вина причинила его гордости.

Джей Адамс предлагает хорошее толкование этого вопроса. Он пишет:

«Проблема не в самопрощении. Показные страдания таких людей возникают из того факта, что они больше всего хотят простить самих себя. Они хотят оставить все позади, они хотят предать забвению все сразу и навсегда...

Проблема в том, что люди, которые так говорят, признают необходимость сделать что-то еще. Прощение — это только начало; оно снимает вину. Они также признают, что они — все еще те же люди, поступившие неправильно — что они не изменились, хотя и прощены. Не будучи способными выразить это ясно, эти люди требуют перемен, которые будут гарантировать, что они никогда больше так не поступят. Когда как душепопечитель я помогаю им решать проблемы, приведшие ко злу, таким образом, чтобы они жили побиблейски, и спрашиваю, трудно ли им все еще себя простить, они неизменно отвечают: «Нет».

А что если оскорбление было тяжелым, и я все еще страдаю? не стоит ли мне подождать, пока я не смогу говорить об этом честно? Не будет ли лицемерием поступать наоборот?

Некоторые грехи, в частности супружеская неверность, могут причинить настолько сильную боль, что оскорбленная сторона считает, что в данном случае можно не прощать. Она пытается оправдаться, что учение Христа о прощении может подходить для разрешения мелких оскорблений, но серьезное оскорбление, конечно же, оправдывает период остывания или время «эмоционального лечения».

Однако, обычно те, кто занимает такой подход, просто наполняют себя этим, и таким образом отрицательные эмоции только нагнетаются, и разрыв, нанесенный первичным оскорблением, увеличивается еще больше чувством обиды, ожесточающим сердце.

Многое в учении Христа о прощении предназначено научить нас, чтобы наши страсти не управляли нами в таких вопросах. Позволяя эмоциям овладеть и управлять нами так, что мы сознательно нарушаем нашу обязанность, мы показываем самую сущность сладострастия. А сладострастие — это грех, независимо от того, ведет ли оно к грехам похоти, таким как прелюбодеяние, или же просто позволяет эмоциям стать преградой к прощению.

Прежде всего, прощение есть акт воли. И не будет лицемерием желать прощения, когда эмоции бушуют, требуя мести. Будьте послушны Господу независимо от того, что вы чувствуете. Если вы откажетесь питать неприязнь или снова и снова размышлять об оскорблении, греховные эмоции умрут с голоду. Более того, Сам Господь исправит ваше сердце. Если вы полностью предадите себя Ему, правильные эмоции рано или поздно придут.

И в итоге здравое, взвешенное, волевое решение простить будет единственным, что может освободить сердце от плена таких эмоций.

Джон Мак-Артур,

Свобода и сила прощения. Славянское Евангельское Общество 2005, Перевод: С. Омельченко

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: