Китай усиливает давление на христиан путем сноса храмов и навязывания “правильного теологического мышления”.
В категориях: Свобода совести,Христианин и общество

В СМИ последний год-полтора активно обсуждается кампания китайских властей против христианских храмов. Некоторые из этих храмов закрывают как незаконно построенные. Одним словом, китайские власти и в наши дни продолжают репрессии против христиан.
Следует отметить, что религиозная ситуация в Китае в целом остается достаточно сложной. Это вызвано как обострением внутренних противоречий между государством и религиозными группами, так и усилением внешнего влияния на сферу религиозных отношений. В связи с этим китайские власти постоянно предпринимают попытки отслеживать риски, связанные с межэтническими и религиозными отношениями, а также поставить под жесточайший контроль любую религиозную деятельность в стране. По их мнению, стабилизация религиозной обстановки (а именно недопущение численного роста религиозных организаций и принадлежащих им земельных площадей и недвижимости) является важным фактором в обеспечении внутренней безопасности.
Специфика политики китайских властей в отношении религиозных организаций обусловлена следующими факторами.
Во-первых, Китай является поликонфессиональной страной. Религиозный состав населения КНР крайне разнообразен: здесь проживают последователи как трех мировых религий, так и множества новых религиозных движений. По официальным данным, в Китае число верующих превышает 100 млн. человек, имеется более 100 тыс. храмов и других объектов для отправления культа, свыше 3 тыс. всекитайских и местных религиозных организаций. Среди 300 тыс. священнослужителей насчитывается около 200 тыс. монахов, более 40 тыс. имамов, 4 тыс. католических священников и более 20 тыс. протестантских пасторов.
Во-вторых, приход в 1949 года к власти Коммунистической партии оказал крайне негативное влияние на положение религии в стране. Коммунисты, следуя атеистическим принципам, активно боролись с любыми проявлениями религиозности. В этот период гонениям подверглись последователи не только традиционных для Китая буддизма и даосизма, но также христианства и ислама. Особенно в 1960–1970-х, когда в годы культурной революции» религиям в Китае вообще было отказано в праве на существование. Только с 1979 года, после прихода к власти Дэн Сяопина, началось постепенное возрождение религиозных институтов.
В-третьих, на современном этапе именно требования свободы вероисповедания служат в Китае одним из катализаторов массовых антиправительственных актов протеста. Наиболее ярко это проявляется среди неханьских этносов, заселяющих преимущественно национальные автономные районы КНР.
В настоящее время ситуация в религиозной сфере имеет тенденцию к обострению, причем это происходит не по традиционной формуле «межрелигиозных столкновений», а в формате противоречий государства с религиозной общиной (власть и законодательство против религии). Государственное вмешательство в жизнедеятельность религиозных общин привело к тому, что их основополагающие вероучительные принципы часто оказываются нарушенными. И, несмотря на то что уровень контроля правительства над религиозной деятельностью варьируется в зависимости от региона, в целом по стране власти продолжают ограничивать влияние религии на общество, сводя ее роль к функционированию разрешенных правительством организаций.
Таким образом, вопреки достаточно демократичным установкам Конституции страны и документов, регулирующих деятельность религиозных организаций, правительство КНР, используя неточности и двусмысленные понятия в правовых актах, на практике проводит жесткую антирелигиозную политику. Использование подобного подхода в отношении религии оправдывается тем, что, по мнению китайских властей, именно она является источником негативных идейных и общественных тенденций, ставящих под угрозу политическую стабильность страны.
В полной мере это касается и христиан, к которым китайские власти еще задолго до появления коммунизма относились с большим недоверием, считая их иностранными агентами. И, несмотря на то что с 1979 года массовые репрессии против христиан в Китае были прекращены, тотальный контроль со стороны Компартии Китая (КПК) за деятельностью всех без исключения христианских общин нисколько не уменьшился. Более того, с санкции партийных властей ведомства, осуществляющие надзор за религиозными организациями, применяют в отношении христиан методы воинствующего атеизма маоистского образца. Основной задачей этих ведомств является «идеологическое перевоспитание» членов христианских общин. Так, в августе 2014 года глава Управления по делам религии при Госсовете КНР Ван Цзоань даже заявил о необходимости разработки «христианской теологии с китайской спецификой», в которой стирается различие между христианской теологией и коммунистическими концепциями построения «гармоничного общества», и усиления пропаганды «правильного теологического мышления», соответствующего указаниям КПК.
В 2014 году в целях «идеологического перевоспитания» христиан и была развернута государственная кампания «Три исправления и один снос», направленная на ликвидацию якобы незаконно построенных храмов. Только с января по ноябрь 2014 года были снесены или лишены крестов свыше 400 храмов. Суровой дискриминации подверглись христианские (преимущественно протестантские) общины в крупных городах провинции Чжэцзян и ряде других провинций. Согласно поступающей из Китая информации, кампания по сносу «незаконных» храмовых зданий будет продолжаться до конца 2016 года и, что наиболее удручает, вряд ли вызовет протест и сопротивление широкой китайской общественности.
Борис МАЛЫШЕВ
Подготовил Игорь Гашков
Возможен ли конкордат Пекина и Ватикана
«Независимая газета» 17.06.2015
Добавьте свой комментарий