reveal@mirvboge.ru

Кризис духовности в современной России: динамика и перспективы

В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

Попов М. Ю., доктор социологических наук, профессор,

К моменту распада Советского Союза его население вынуждено было осознать, что оно десятилетиями ориентировалось официальной пропагандой на реализацию утопической цели построения коммунизма и находилось под влиянием ложных идей, что в итоге привело к глубокому духовному кризису, который был усугублен переходом стран, прежде входивших в состав СССР, в постсоветский период своего исторического развития. Этот переход оголил противоречия между духовно-нравственными ценностями советского общества и реалиями российской действительности. Более того, раннее исповедовавшиеся в условиях социалистической системы принципы оказались несовместимыми с новой системой ценностей, к которым наши соотечественники вынуждены были приспосабливаться одновременно с изменявшимися условиями экономической и политической жизни в постсоветской России.

Вышеописанные причины кризиса духовности в современном российском обществе можно характеризовать как один из этапов этого процесса. По нашему мнению, возвращение России в мировое сообщество, для которого характерным признаком является следование общечеловеческим ценностям, принципам демократии во всех сферах общественной жизни, еще более стимулировало кризисные процессы в нем, в том числе и в духовной сфере. Объяснить это можно двумя причинами.

Во-первых, переход российского общества в новую фазу своего развития с начала 1990-х годов потребовал от него радикальной перестройки сознания, системы ценностных ориентиров в направлении западной системы демократических стандартов и ценностей, возрождения традиционных для дореволюционной России духовных ценностей, жизненного уклада.

Естественно, этот процесс протекал очень болезненно, и травматический эффект        от него усиливался необходимостью не только ломки индивидуального и массового сознания, но и его трансформации в соответствии с требованиями времени в максимально короткие сроки.

Во-вторых, активно пропагандируемые отечественными и зарубежными диссидентами западные ценности, достижения западной демократии в экономике, культуре, в политической и общественной жизни, поначалу воспринимаемые нашими соотечественниками как некий эталон, оказались весьма нелегко достижимыми; и далеко не все эти ценности являлись универсальными, а, следовательно, не всегда были приемлемы для российских условий, нашей ментальности, что подтверждается на примере не только нашей страны, но и других государств, входивших в социалистическое сообщество, и также вставших на путь радикальных преобразований.

Более того, как показала практика реформирования российского общества, как во внутренней, так и во внешней политике стремление западного сообщества к возврату Советского Союза, а затем государств, входивших в его состав и обретших независимость, в систему традиционных для него ценностей, не были бескорыстными. Как показывают события в мире в прошедшее двадцатилетие, западные страны, и в первую очередь США и Евросоюз, в сфере геополитики ориентируются не на планетарные, а на собственные интересы, в структуру которых экономически мощная и политически независимая Россия или другие государства, заинтересованные в равноправных партнерских отношениях, как с передовыми экономиками мира, так и с развивающимися странами, явно не вписываются. Их больше устраивают правительства тех стран, которые ориентированы на интересы государств - мировых лидеров.

В результате ими постоянно принимаются меры, направленные на политическое и экономическое давление на эти страны, в число которых входит и Россия. К ним относятся: финансирование оппозиционных партий и движений, деятельность которых направлена на ослабление действующей власти; экспорт «цветных» революций с последующим установлением в странах, где они совершаются, режимов, исповедующих ценности западной демократии, которые, как показывает опыт их реализации, особенно в исламском мире, не только нарушают традиционный уклад граждан этих стран, но зачастую противоречат их религиозным верованиям, историческим традициям. В результате в этих странах нарушается политическая, экономическая, социальная стабильность, что угрожает не только установленному в них порядку, но и соседствующим с ними государствам, например, России, имеющей общие границы с Украиной, Грузией. Будучи экономически достаточно сильной и политически стабильной, российской власти удается сдерживать эти угрозы, несмотря на различные санкции со стороны Запада.

Возвращаясь же к теме нашей публикации, мы хотим сделать акцент на оценке степени влияния этих процессов как катализаторов углубления духовного кризиса в России, в первую очередь, в период трансформационных и модернизационных процессов, протекающих в нашей стране в течение прошедших двадцати лет. Следует признать, что революционные перемены, через которые прошло   российское   общество   в начале 1990-х годов, привели к смене политической, экономической системы в результате принятия новой властью соответствующих законодательных актов, т.е. в предельно короткое время. Но эти революционные процессы, как известно, не применимы в отношении духовной сферы, что подтверждается отечественным историческим опытом, когда советской власти в течение 70 лет с ее мощнейшими экономическими и идеологическими ресурсами так и не удалось сформировать нового человека, мировоззрение которого совпадало бы с проектами построения социализма и коммунизма в нашей стране, тем более, когда эти проекты потерпели фиаско.

Но для трансформации индивидуального и массового сознания в соответствии с изменениями, происшедшими в социально-экономической и политической жизни страны, требуется значительно большее время. И сопровождается эта трансформация весьма тяжелыми переживаниями, психологическими стрессами, ощущениями напрасно прожитой предыдущей жизни, собственной не востребованности в связи с изменившимися реалиями у большей части населения России пожилого и среднего возраста.

В этом и суть одной из составляющей кризиса в духовной сфере общества и личности в этот период перемен, когда индивидуальное мировоззрение не успевает меняться столь же радикальным образом, как общественная система, а порой вступает в противостояние с ней, и находится в этом состоянии пока не примет их, или хотя бы приспособится к ним, нередко двигаясь вперед путем проб и ошибок. И это явление носит закономерный характер. Так, российскому государству и обществу за десять пореформенных лет удалось создать политическую, экономическую и правовую базу для его успешного функционирования, чего нельзя сказать о социальном климате и духовно-нравственной атмосфере в постсоветской России, что свидетельствует о более глубоких, чем в выше названных секторах, процессах.

Исследуя же глубины кризиса в духовной сфере современного российского общества, мы хотим подчеркнуть, что вызваны были они не только происходившими в стране переменами, но и теми деформациями массового и индивидуального сознания, которые были экспортированы в новую действительность из коммунистического прошлого, например, правовой нигилизм, социальное иждивенчество, недоверие к власти и пр. В результате они, синтезировавшись с новыми социальными деформациями, еще более их усилили, и тем самым усугубили духовный кризис российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 веков, который проявлялся в целом ряде показателей, которые были отмечены и продолжают фиксироваться, в частности, в результатах социологических исследований, в статистических данных, в экономических и иных показателях, отражающих, в том числе, и состояние социального и духовного здоровья     общества. Поэтому не случайно кризис духовности выразился:

- в девальвации большинства ценностей советского общества;
- в гиперболизации преимуществ западного образа, ценностей западной демократии, безоговорочно и некритически принятой новой демократической властью России;
- в неспособности людей быстро избавиться от психологии социального иждивенчества; в правовом нигилизме;
- в недоверии к действующей власти;
- в изменении шкалы материальных и духовных ценностей, в структуре которых интеллектуальная, духовная, нравственная составляющие, уступили место        прагматизму, духу потребительства, оправдании достижения поставленной цели любыми, в том числе и незаконными средствами;
- в недоверии к власти, ее способности успешно решать насущные для общества проблемы.

В результате системного анализа отечественными философами, социологами и представителями других гуманитарных наук кризисных процессов, переживаемых российским обществом в период трансформации, было установлено, что динамика духовно-нравственного кризиса отражается в      степени и характере проявления        в реальности, устойчиво воспроизводящихся кризисной системой явлений, порожденных кризисом идеального, которая может иметь положительные и отрицательные векторы развития в зависимости от того, в каком направлении и с какой степень интенсивности происходит проявление кризисных характеристик функционирования социокультурного пространства общества.

Если под влиянием кризиса в духовно-нравственной сфере общества происходит его обновление и оздоровление, формируется соответствующая целям и ценностям общественного и индивидуального развития духовно-нравственная атмосфера, значит, духовно-нравственный кризис имеет позитивный вектор развития. В случае, когда усугубляются аномийные явления в функционировании институтов общества и деградационные тенденции в духовно-нравственной и культурной сферах без видимых и социологически измеряемых перспектив их преодоления в рамках инновационной и эффективной духовной стратеги развития социума, динамика духовно-нравственного кризиса оценивается как негативная с отрицательным вектором развития.

Как нетрудно понять из выше изложенного, подавляющая часть описанных          нами процессов в духовно-нравственной сфере жизнедеятельности российского общества характеризовалась нами в негативном контексте. И эти, порой апокалипсические, оценки прошлого и действительности с завидным постоянством воспроизводятся аналитиками уже на протяжении четверти века. Но возникают вполне естественные вопросы: Почему же наше общество еще не деградировало окончательно, а Российское государство еще сохраняется на политической карте мира? И нельзя же его относительно устойчивое развитие объяснять Божьим промыслом          и только?

Бесспорно, это не так. За прошедшее двадцатилетие индивидуальное и массовое сознание россиян заметно эволюционировали в направлениях:

- адаптации большинства россиян к жизнедеятельности в условиях рыночной, политической демократии, хотя далеко не все ее ключевые принципы    реализуются ими в своей повседневной практике в качестве неукоснительно      соблюдаемых норм поведения, что проявляется в коррупции, в нарушении законодательства, в частности, в экономической сфере, в низкой гражданской активности и т.д. Это утверждение подкрепляется      многочисленными социологическими исследованиями, проведенными коллективами Институтов социологии РАН, социально-политических исследований РАН, ВЦИОМ и др., в результате которых отечественными социологами отмечается позитивная динамика в оценке респондентами роли образования, семьи, патриотизма, отношения к социальным и правовым нормам в их жизненных стратегиях. Как отмечает академик РАН М.К. Горшков, 90% представителей старшего поколения и 65% молодых людей испытывают чувство гордости за прошлое своей страны, в подавляющем большинстве считают необходимым получение высшего образования для обретения самостоятельности и независимости и полагают, что они имеют больше возможностей для самореализации в своей стране, а не за ее пределами;
-  устойчивой тенденции духовного возрождения России, что проявляется не только в религиозной сфере, но и в восстановлении исторической справедливости в отношении политических, культурных и духовных деятелей дореволюционной России, в объективной научной оценке событий прошлого, в стремлении современных ученых-гуманитариев быть менее зависимыми от политической конъюнктуры, в снижении зависимости отечественной массовой культуры от   вестернизации.
Тем не менее, современное российское общество и, в первую очередь, его духовная сфера, по нашему мнению, еще не прошло пика кризиса, достаточно четкими индикаторами которого, по мнению исследователей, являются:
- остающаяся сложной криминогенная обстановка в стране, что мы отмечали в ряде своих публикаций. Подтверждает это и официальная статистика, в частности, МВД России   за прошедшие два года;
- противоречия, вызванные продолжающимся противостоянием инновационного и традиционного, коллективного и индивидуального, конкуренцией духовного и материального за первенство в системе ценностей, ностальгией по прошлому и необходимостью движения к будущему на иных принципах организации социально-политических отношений и т.д.;
- резкое сужение «поставщиков моральных ценностей и ориентаций, когда люди не доверяют ни священнику, ни учителю, ни старшим членам семьи, носит повсеместный характер, в результате чего моральный дефицит и нравственная несостоятельность современного российского общества формирует потребность в создании различных «культовых фигур» и своего рода суррогатных образцов «морали»;
- многократно расширившиеся границы информационного пространства после включения России в глобальные процессы современности, вследствие чего в российское общество хлынули западные модели потребления и культурные     образцы, постепенно вытесняющие собственные культурно - исторические традиции и образцы поведения;
- социальное расслоение в обществе, в результате разрыв между очень богатыми и очень бедными гражданами России продолжает оставаться несоразмерно большим, что не только является источником социального напряжения в обществе, но и нравственной деформации и других девиаций личности и социальных групп, что естественным образом способствует если не усугублению, то консервации духовного кризиса; невысокая гражданская активность населения, что в какой-то мере объясняется неразвитостью в нашей стране институтов гражданского общества.

Далеко не все вышеприведенные точки зрения нами полностью разделяются, но они в достаточно полной мере отражают тот факт, что их ценность для нас имеет немаловажное значение, т.к. они в достаточно в полной мере характеризуют степень глубины духовного кризиса современного российского общества, на окончательное преодоление которого потребуется определенное время.

Мы вряд ли будем оригинальны, если среди путей его преодоления назовем позитивные перемены в экономической политике государства, оздоровление социального климата в обществе, последовательные действия власти по борьбе с преступностью и коррупцией, сохранение и возрождение национальных и культурных традиций. Для этого сложились и определенные внешние условия, когда многие наши соотечественники на примере кризисных явлений в западной экономике, проблемах во взаимоотношениях между Россией и Западом получили наглядные подтверждения несовершенства западной демократии, несоответствия активно пропагандируемых западных стандартов современным реалиям, а также имеют возможность убедиться в непреходящих ценностях российской модели цивилизационного развития.

В завершение нашего исследования мы можем сделать вывод о том, что кризис духовности в современном российском обществе вызван рядом объективных причин:

- революционными переменами в социально-экономическом развитии нашей страны на рубеже ХХ-ХХ1 в.в., приведшими к дефолту ценностей советского общества, необходимости активного поиска новых идеалов и духовных ориентиров в условиях рыночных отношений, демократии;
- инерцией мышления у большинства наших соотечественников, пытавшихся приспособить традиционные для них ценности и мораль советского общества к новым историческим условиям;
- некритическим принятием, мифологизацией западных ценностей и стандартов общества потребления в качестве панацеи от трудностей во всех сферах общественной жизни, с которыми столкнулся российский социум в период трансформации, которые нередко вступали в противоречие с традиционным укладом жизни и менталитетом «gomo soveticus», попавшего в условия, требующие инициативы, предприимчивости в рамках действующих правовых норм.

И только спустя четверть века преобразований российское общество вступает в период осознания, что после достаточно быстрого удовлетворения нашими соотечественниками потребности в так называемых ценностях общества потребления, они имеют невысокую ценность, как и помощь Запада молодой российской демократии, которые не вызваны его бескорыстным стремлением создать условия для процветания нашей страны, а направлены на ее развитие в русле подчинения геополитическим интересам ведущих держав Запада. Стремление же к независимой внешней и внутренней политике, ориентированной на приоритет своих национальных интересов, вызывает у наших западных партнеров крайне негативную реакцию, что и доказала вся постсоветская история взаимоотношений России, США и Евросоюза, которая в настоящая время переросла в конфронтацию. Поэтому все более очевидным для них становится осознание того, что перспективы нашего благополучия следует связывать, в первую очередь, с расчетом на собственные силы и потенциал, которым обладает российская          цивилизация, где духовная составляющая выступает консолидирующей силой, стимулирующей движение российского общества по пути прогресса и процветания.

Кризис духовности в современной России: динамика и перспективы,

Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, Научный журнал, ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ,  Выпуск №6 - 2015 г.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: