Ветхозаветные чаяния Царства Божия
В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме,Преображаясь и возрастая

Исходным началом евангельской проповеди Спасителя, как известно, было учение о Царстве Божием. В первом же Своем обращении к народу Он говорил о Царстве Божием как о той цели ради которой нужно «покаяться», т. е. перемениться, исправиться. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17) Иисус Христос говорил также: «Исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). И эту проповедь Он считал Своей о Царстве Божием '. Раньше Его с таким же призывом обратился к еврейскому народу Иоанн Предтеча (Мф. 3, 2).
В том и другом призыве говорилось о Царстве Божием, что оно «приблизилось», т. е. стало ближе. Где же было оно раньше и как представлялось.
Оно находилось в сознании еще первых людей на земле, когда они слышали голос Бога, «ходящего в раю» (Быт. 3, 8), и передавалось из поколения в поколение как священная идея, как лелеемая мечта о жизни под водительством и покровом Бога. Эта идея и оформилась впоследствии в идею Царства Божия, Царства Небесного. Она пережила несколько стадий (периодов) в своем развитии.
Еще первым людям дано было обетование о победном «семени жены», упраздняющем власть диавола (Быт. 3, 15). Обетование о «семени жены» явилось как бы Первоевангелием в ряде последующих обетовании и пророчеств. «Семя жены» в дальнейшем стало называться «семенем Авраама», в котором «благословятся все народы земли» (Быт. 12. 3; 18, 18; 28, 14).
Так было в первом периоде жизни еврейского народа, периоде патриархов, связанном с начальной стадией теократии.
Теократический строй в жизни избранного народа сложился в пери од синайского законодательства2, когда Бог (Ягве) заключил с еврейским народом завет, по которому народ должен выполнять заповеди Закона Божия, данные через Моисея, и жить надеждой на исполнение обетовании о Мессии, данных Адаму, Аврааму, Ною, а затем и Моисею: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих... воздвигнет тебе Господь Бог твои, — Его слушайте» (Втор. 18, 15, 18).
В этот именно период более точно определились отношения Бога к человеку и человека к Богу. В отношении народа Бог определился как Законодатель, Судья, Правитель и Царь своего народа (Исх. 33,2; Суд. 8, 23). В отношении же народа определилось требование к нему — «быть святым, как свят Господь Бог» (Лев. 19, 2), быть особым уделом Божиим, «царством священников и народом святым» (Исх. 19.5, 6; 23, 22).
Эти требования соответствовали высокой идее Царства Божия, но им не соответствовал низкий уровень религиозно-моральной жизни народа. Здесь преобладало внешнее, формальное отношение к Богу, рабское чувство страха перед Ним и привязанность к обрядовой, внешней стороне религии.
Положение несколько изменилось в следующий период — период великих пророков, когда ожидаемое Царство Божие более приблизилось к сознанию народа и стало называться грядущим «Царством Давида» (Hep. 33, 15; Мк. 11, 10). «От плода чресл его (Давида)». Бог воздвигнет Христа во плоти и посадит на престоле его (Деян.2, 30).
Пророки подробно говорят об ожидаемом царе (Мессии). Они говорят о чудесном Его рождении от Девы (Не. 7. 14), называют «Еммануилом», облекают достоинствами царя (Пс. 71. 8; Дан. 7, 13—14) и вместе наделяют чертами кротости и смирения. Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42, 3). Он «излиет от Духа... на всякую плоть» (Иоил. 2, 28) и даст людям «сердце новое, и дух новый», и будут люди, говорил Он, «Моим народом, и Я буду им Богом» (Иез. 36, 26, 28).
И при всем том Он (Мессия) будет уничижен, поруган, изъязвлен и умрет на кресте за грехи людей (Ис. 53; Пс. 21). А произойдет все это потому, что по жестоковыйности своей Израиль не признает, «не примет Его» (Ин. 1, 10). В жестоковыйность и несмысленность Израиль впал вследствие того, что в последние три столетия перед Рождеством Христовым умолк вещий, обличающий и вразумляющий голос пророков. Его заменил голос книжников и фарисеев, этих «слепых вождей» народа, «затворивших Царство Небесное человекам» (Мф. 23,
Опираясь на закон Моисея и предания старцев, эти вожди надменно считали лишь себя «праведниками» от закона и воспитывали народ в формальном, одностороннем понимании этого закона и в ожидании Мессии как земного царя. А между тем ожидание Мессии как Избавителя, как Посланника небес среди народов стало всеобщим.
И вот когда Он явил Себя еврейскому народу, то в первом же обращении к нему призвал к покаянию, чтобы быть достойным встречи наступающего Царства Божия. Этот призыв у евангелиста Матфея прозвучал 38 раз, из них 34 раза наступающее Царство называлось Небесным и только 4 раза (6, 33; 12, 28; 19, 24; 21, 31, 43) – Царством Божием.
Нужно сказать, что выражение «Царство Небесное» объясняется еще и намерением евангелиста подчеркнуть неземной, небесный характер Царства Божия, в противовес чувственным воззрениям евреев, которым предназначалось Евангелие.
Евангельское учение о Царстве Божием
В противоположность земному царству, каковым представляли себе книжники и фарисеи Царство Мессии, Иисус Христос провозгласил Царство Небесное, Божие и тем указал на его высшее, небесное происхождение и значение. Оно создается Богом, Его премудростью и благой волею и объемлет небо и землю, т. с. все мироздание.
«Уготованное от создания мира» (Мф. 25, 34) и восстановленное искупительной кровью Сына Божия, оно ближайшее отношение имеет к человеку, к его внутреннему миру, к его личности. Это и имел в виду Спаситель, когда говорил, что Царство Его «не от мира сего» (Ин. 18, 36), что оно- «не там или здесь», а «внутрь вас есть» (Лк. 17, 21) '. В зародыше, в зачатке Царство Божие заложено в нашем существе от самого рождения и предназначается к органическому произрастанию под воздействием призывающей, просвещающей, возрождающей благодати Божией.
Незримый процесс внутреннего созревания Царства Божия в человеке не может совершаться без его личного желания и без напряжения всех его духовно-разумных сил, ибо оно «не в слове, а в силе» (1 Кор. 4, 20) и только «употребляющие усилия восхищают его» (Мф.11,12).
Усилия, прежде всего, должны быть направлены на то, с чего начинается духовная жизнь. А она начинается с веры в Бога, с установления живой и постоянной молитвенно-благодатной связи с Ним, с борьбы за чистоту сердца и за сердечные отношения к людям. Иначе сказать, начинается Царство Божие «с рождения свыше», т. е. с духовного рождения (Ин. 3, 3, 5), ибо Царство Божие по своей природе духовно и может быть понято и усвоено только духовным, благодатным человеком, рожденным благодатью Святого Духа, дарующего нам Царство Небесное внутри нас»
Спасительное евангельское благовестие всем своим содержанием помогает нам усвоить и самое существо Царства Божия и те средства и пути, которыми оно созидается сначала «внутри» нас. а потом и вне нас. Чтобы приблизить нашему сознанию существо Царства Божия,
Профессор-протоиерей Александр Ветелев (Москва)
ЦАРСТВО БОЖИЕ, Богословские труды, ХIV
Добавьте свой комментарий