Российский меннониты оказались на стороне нацистов в их войне против СССР.
В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

Вильям Йодер.
Крушение старого пацифисткого мифа.
«Нацистам нравились меннониты» - такое шокирующее утверждение прозвучало от докторанта Гарвардского университета Бена Гуссена (Ben Goossen). Его доклад в рамках Всемирной конференции меннонитов был зачитан им в Гаррисберге/Пенсильвании 22 июля прошлого года. В подтверждение своего заявления он предоставил огромное фото, с запечатленным на нем Генрихом Гиммлером во время его визита в 1942 году в Молочанский меннонитский округ (ныне Молочанск, Запорожская область/Украина).
Среди иностранцев меннониты в течение многих лет заслужили репутацию самых "чистейших" и наиболее близких к немецкой нации представителей (“deutsches Volkstum”). В подтверждение этому Гуссен процитировал документы СС (Schutzstaffel), в которых меннониты характеризуются в качестве “превосходного примера предотвращения смешивания с чужеродным окружением”. Нацистское движение было “впечатлено способностью меннонитов процветать в анклавах во всем мире, сохраняя немецкий язык и свою идентичность . . . . В течение 400 лет им удалось создать чистое, в расовом отношении, сообщество с чистыми линиями крови”. Согласно исследованиям нацистских генетиков, “меннониты - более арийцы, чем среднестатистический немец”. Ища идеальные арийские экземпляры, немецкие биологи уже в 1933 году “исследовали меннонитов в разных странах”.
По Гуссену, меннонитская генеалогическая практика была и остается по сути схожей с нацистской идеологией. Также североамериканским меннонитам всегда доставляли удовольствие эти «меннонитские игры», когда определенные имена или фамилии считаются “более меннонитскими”, чем другие. Эта традиция исследования родовых и биологических связей коренится на давней идее культурной исключительности, разделяющей человечество на “ценную” и “менее ценную” части. И далее, по Гуссену: “Важно ясно понимать, что предаваться ‘меннонитским играм’ и превозносить традиционные этнические немецкие отношения означает - иметь что-то общее с нацистскими расистскими учениями”.
1945 год. Кардинальный разворот
После немецкого вторжения в СССР в 1941 году, украинским меннонитам пришлось приложить немало усилий для доказательств их «немецкости». Позже, вместе с отступающими немецкими войсками они переместились на запад. Гуссен отметил, что в оккупированной Польше меннониты “прошли через интенсивное расовое тестирование прежде, чем получили специальные привилегии в качестве этнических переселенцев. Таким образом, они стали владельцами домов и ферм, принадлежавших ранее полякам и убитым евреям. " Это произошло, главным образом, в 1944 году.
Лишь несколько месяцев спустя после краха Третьего рейха, меннониты вдруг стали пытаться доказать прямо противоположное, что они были на самом деле антифашисты. Гуссен поясняет это так: "После того, как они добились всех привилегий, основанных на их немецкой национальной принадлежности, некто приносит доказательство, что меннонитские беженцы в действительности немцами не являются. Директивными указаниями Организации Объединенных Наций немцы исключаются из программ для беженцев, потому что немцы были классифицированы как поджигатели войны ".
Известный канадский лидер меннонитов по работе с беженцами Петр Дик (1914-2010) «схватил момент» и создал совершенно новый этнос (или национальную принадлежность): "меннонит". Согласно интерпретации его организации, "Меннонитского центрального комитета" („Mennonite Central Committee“ - МСС), беженцы из Украины были "не немцы, а меннониты". Доклад заявляет, что МСС якобы провел "несколько официальных исследований, которые подтверждали, что беженцы были пацифистами, которые не поддерживали ни армию, ни нацистские партии". "Но в действительности это было не так," добавил Гуссен. "Почти все меннониты воевали в нацистских боевых подразделениях, либо добровольно, либо по принуждению".
В 1989 году я стал свидетелем признания Петром Диком, что меннонитам с татуированными номерами на руках, идентифицирующими их как служащих в СС, было отказано в переселении в Канаду. Пунктом назначения, куда им после 1945 года разрешалось иммигрировать, был Парагвай.
Комментарий
Предположим, что это версия справедлива, тогда она поднимает множество вопросов. Был резкий разворот в 1945 году, поддерживаемый никем иным, как вставшими на скользкий путь махровыми оппортунистами? Была ли это не более чем попытка избежать плодов того, что они сами посеяли? Безусловно, было также несчастное меньшинство меннонитов-беженцев в лагерях Западной Германии, которые в 1945-48гг. были вновь репатриированы в СССР, и которые вынуждены были вкушать горькие плоды за всех. Большинство из них были женщины и дети.
Усилия, направленные на сохранение собственной шкуры, совершенно понятная реакция. Но возможно раскаяние могло бы дать шанс завоевать новые сердца русских и украинцев? В столкновениях с повседневными реалиями складывается впечатление, что христианское учение покаяния в случае с политическими преступлениями полностью бездейственно. Я считаю, с начала студенческих волнений 1968 года, западные немцы были готовы участвовать в покаянии, и перед этим была проделана серьезная работа. Это, очевидно, что, только, начиная со следующего после преступления поколения, люди в состоянии участвовать в процессе покаяния. Только начиная с них появляется эта способность беспристрастного взгляда в прошлое.
Можно было бы утверждать, что меннониты Украины, а так же большое число этнических немцев - католиков и лютеран- отправились в объятия немецких «освободителей» только потому, что они понесли неисчислимые страдания во времена сталинских преследований в 30-е годы. Ведь уже в 1920 году панслависты, большевики, анархисты в юго-восточной Украине крайне сложно воспринимали присутствие изолированных богатых немецких анклавов. Было ли это первопричиной? Это история о яйце и курице. Первопричина может быть прослежена, по крайней мере, до Екатерины Великой, которая в 1789 году пригласила в страну меннонитов как закрытые сообщества.
Постскриптум: В ходе десоветизации украинского общества есть планы переименовать улицы Запорожья на меннонитские. К ним относятся, например, такие наименования как улицаТиссена, Герхарда Ремпеля и Андреаса Валльманна.
Вопрос фашизма, естественно, это только часть общей картины. Сегодня «современные» североамериканские общины с высокообразованными членами составляют сектор либерального, «все включено», общественного мэйнстрима. Однако, некоторые утверждают, что молодежь сегодня бежит из церкви толпами. Наоборот, консервативная, этнически построенная часть удерживает свою численность. Старый и почтенный, основанный в 1920 году, «Меннонитский центральный комитет», вернувшийся из России меньше по численности, чем основанный в 1981 году в Огайо «Christian Aid Ministries». Что дальше?
Источником для этого сообщения послужила статья Тима Хубера в “Mennonite World Review” от 24 июля 2015. Конференция по этой теме со 100 участниками состоялась 25-28 сентября 2015 года в городе Мюнстер (Германия). Сборник докладов этой конференции будет опубликован «Меннонитским историческим обществом» в 2016 году.
Доктор фил.наук Вильям Йодер (William Yoder).
Добавьте свой комментарий