Элита общества – избранные, но не Богом, потому не обязательно лучшие.
В категориях: Аналитика и комментарии,Социология, культурология, история

Карабущенко П. Л.
Чаще всего элиты мы оцениваем не по содержанию (внутреннему качеству, свидетельствующему о ее достоинстве), а по форме (статусу, который носит преимущественно формальные основания). Для того чтобы составить себе адекватные и объективные представления о том, чем же на самом деле являются элиты, мы должны выяснить сущность ее генезиса (элитогенез). Без этого объективного анализа мы будем в своих представлениях об элите постоянно находиться в пограничной зоне (между мифом и реальностью) и принимать одно за другое. Чтобы избежать этих ошибочных суждений, необходима стандартная модель элитогенеза, позволяющая более точно производить диагностику качества любой элитной группы и любого входящего в ее состав субъекта.
Чаще всего элитологию определяют как комплексную науку об элите, главенствующая роль в которой отводится политической элите и социологии элит[1]. При этом все остальные элиты остаются как бы за скобками научного исследования и в тени политической элиты власти. Но элитология – это комплексная наука, поэтому заниматься исключительно одними лишь политическими элитами она не может, да и не должна. Комплексность – значит привлечение максимального числа наук к элитологическим исследованиям и исследования максимального числа элит, как политических, так и неполитических. Но самое главное, комплексность обнаруживается в объектно-предметном поле этой науки, поскольку элитология изучает не столько элиту (форму), сколько элитность (содержание) и элитизацию (процесс развития элитного качества). Именно эта триада и должна быть признана в качестве целостного объекта этой науки.
Чем должна быть элитология? Она должна быть по-настоящему комплексной наукой, то есть привлекать широкий круг специалистов из самых разных отраслей научного знания, генерировать и синтезировать знание, проводить свои собственные научные исследования и вырабатывать рекомендации по улучшению элиты за счет внедрения в нее подлинной элитности. Вокруг самой элиты к настоящему времени накопилось столько заблуждений и откровенно ложных суждений-спекуляций, что представителем элиты сегодня именует себя каждый второй, плохо представляя себе, что это такое. Все хотят быть элитой, но не знают как. Именно снять все эти спекуляции и разрешить противоречие между элитой (формой) и элитностью (содержанием) и призвана элитологическая наука.
Чем элитология не должна быть? Прежде всего она не должна превращаться в апологию существующей власти и быть ее служанкой. Чтобы избежать столь плачевного состояния, ей вообще не стоит быть на стороне правящей политической элиты, а выражать интересы элит гражданского общества (то есть быть орудием научной, культурной, религиозной и иных элит). Только так элитология сможет сохранить свою самостоятельность, а значит, и объективность своих научных оценок элитной действительности.
Определяя в качестве объекта научного исследования элитологии сам феномен элиты, который раскрывается в своей триаде (элита – элитностъ – элитизация), мы в качестве предмета должны указать еще на одну существующую у нее триаду (элитогенез – элитократия – элитоцид), раскрывающую бытие феномена элиты в социокультурном пространстве, где элитогенез исследует рождение избранности, элитократия анализирует ее состояние акме, а элитоцид – гибель. В политической элитологии эти процессы соответственно называются: селекция элиты (социально-политические лифты, контрэлита), вертикаль или иерархия власти (правительство), и экс-элита/экс-лидерство. Но, распространяя эти категории на другие группы элит, мы должны отметить специфику, которая возникает всякий раз, когда мы приступаем к анализу конкретного вида элит. У каждой элиты будет свой специфичный набор критериев, который работает только у нее и может давать сбои в работе других элит. Таким образом, каждый вид элиты имеет свой, характерный только для нее ДНК. И элитология должна подобрать к каждому виду специальный ее код.
На состояние элитологии большую роль оказывает здоровье самих элит. Когда реальные элиты на подъеме, процветает и сама элитология. Когда же элиты в кризисе, кризис наступает и в самой науке об элите. Но хуже всего, когда элитология имеет дело не с элитой, а с псевдоэлитой. Тогда она может легко превратиться в паразитологию – в науку не о хорошем, а исключительно о плохом. Хотя если вдуматься, то паразитология может быть расценена нами как один из критических разделов элитологической науки, диагностирующих наиболее вредные (токсичные) стороны бытия элиты и отдельных персон, спекулирующих на отсутствии в элите элитности.
Но в настоящей работе мы будем говорить не о токсичной элите, а о том, какие имеются общие схемы развития элитности, приводящие личность к элитному статусу, то есть о стандартной модели элитогенеза. Но стандарт ДНК элиты вовсе не есть «типовой проект», некий шаблон, трафарет. Говоря о стандарте, мы имеем в виду соответствующую категории элиты модель развития элитной личности, которая сама может служить примером для остальных развивающихся персоналистических систем. Этот стандарт всегда корректируется творчеством, поэтому его можно сравнить со скелетом.
Используя привычную для всех терминологию, мы будем вкладывать в нее несколько иной, сходный, но все-таки несколько отличный от обычного понимания смысл. Такие понятия, как «ДНК элиты», «ПДК элиты» и «КПД элиты», призваны расширить и углубить наше собственное понимание феномена элиты и элитности. Именно они, по нашему мнению, проясняют некогда скрытые от элитологического взора стороны смысла и содержания элитного качества.
Элитогенез многолик. В политике он называется рекрутированием («призывом») элит; у чиновников это кадровая ротация и карьерный рост; в экономике это количественное накопление капитала; в культуре и науке – реализация личностью своего творческого потенциала; в религии – достижение уровня святости. Но все эти пути в элиту имеют некую общую процедуру утверждения и признания, некую обязательную последовательность в действиях, общую для всех. Процессуальная сторона элитогенеза предусматривает достижение единства элиты (как формы) и элитности (как содержания) с элитизацией (как непрерывным процессом развития элитного качества). Именно этот комплекс и выделяет группу избранных лиц из общего числа, выводя ее за «скобки» обыденного.
Прежде всего следует напомнить, что элита – это всегда конкретный набор определенных личностей, существующий в определенной социокультурной системе: личность, общество, элита, лидер. От качества каждой отдельно взятой «единицы» зависит качество всей группы или сообщества в целом. В зависимости от ситуации в ней могут проявляться и актуализироваться указанные сегменты. Но поскольку элита – это группа субъектов, наделенных уникальными способностями, дающими преимущество и выделяющими их из числа общей массы лиц, то именно личные качества будут во многом определять статусные показатели этой группы. Движение к элите начинается в глубинах индивидуального сознания, когда дух осознает в себе желание и потребность самовыразиться и выделиться на общем фоне. С чего начинается элитогенез?
Первоначально в индивиде проявляется потребность выразить себя, усилить свою индивидуальность и стать полноценной и самодостаточной личностью. В личности вызревает и проявляется элитность (достоинство), которая нисходит (истекает) от личности в общество (массы). Тем самым потенциальный кандидат в элиту объявляет о своих претензиях на признание в элитном статусе своей персоны. Принимая эти сигналы о превосходстве, массы оценивают предложенную им элитность и формируют элитарный ответ, то есть усваивают или отвергают часть элитности.
Только получив обратный адекватный ответ (признание) на свой запрос (претензию, притязание), личность соединяет в себе свою внутреннюю элитность и внешнюю элитарность и приобретает последний признак своей уникальности – статус элиты (субъективное сливается с объективным, чтобы по своему качеству стать выше и лучше, чем они были до этого каждый по отдельности). В последующем наращивая и далее свою элитность, такая личность может уже подняться на более высокую ступень общественного признания и стать лидером. Собственно говоря, элита и лидер – это не что иное, как формы общественного признания, а не исключительно одна самооценка субъекта, претендующего на избранность вследствие ощущения или переживания в себе собственной уникальности.
Поэтому элитарность может интерпретироваться как атрибут внешнего признания элиты в качестве реального превосходства. Это ответная реакция на реализованную личностью элитность, то есть элита возникает тогда, когда встречаются элитность и элитарность. Элитарность выступает в роли объективного «зеркала» элитности, в котором она видит себя уже в качестве элиты.
Если элитность есть внутреннее качество субъекта элиты и отвечает за движение изнутри, то элитарность представляет собой внешний адекватный ответ на притязание субъекта быть элитой. Только тогда, когда элитность встречается с элитарностью, возникает подлинная элита. Но элитарность может исходить не только от общества, но и от уже существующей элиты и самой личности. Такое признание сразу может возвести в ранг элиты претендента. Но если это признание неестественное, то оно вскоре покажет сбой всей системы элиты. Чем больше в элите таких ложных признаний, тем больше у нас оснований именовать такую элиту с приставкой «псевдо».
Анализ истории показывает, что элите не обязательно быть непременно самой лучшей. Достаточно доказать свою избранность. Не все, что лучшее, является элитой, и не все, кто относится к элите, являются действительно самыми лучшими. Худшее тоже хочет быть в числе избранных. Поэтому элита, понимаемая как избранное из лучших, представляет собой некий идеал. Лучшее – это не всегда избранное (оно не всегда им становится, получает признание и соответствующий высший статус), но все, что является избранным, считается лучшим (хотя бы и по сугубо формальным признакам).
Литература.
[1] Ашин Г. К. Современные теории элиты: критический очерк. – М.: Международные отношения, 1985. – С. 9.
Карабущенко П. Л.
Стандартная модель элитогенеза.
«Философия и общество». Выпуск №4(72), 2013.
Добавьте свой комментарий