reveal@mirvboge.ru

Дела Святого Духа являют Его божество.

В категориях: Библия говорит,Трудные места

Р. Б. Дехтяренко, д-р богословия

Бог проявляет Себя в том, что Он делает. Его дела божественны, потому что Он божественен. Его дела сверхъестественны, и они не могут подменяться людьми. Святой Дух проявляет Своё Божество в том, что Он делает.

В творении

Первые два стиха Библии гласят: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:12). Другие переводы передают такой смысл, что Дух нависал или парил над водами. Точно то, что Святой Дух присутствовал и активно участвовал в событии и процессе творения.

Еврейское слово Элохим (Бог) подразумевает триединого Бога, одного Бога в трёх вечных Личностях. Некоторые толкователи утверждают, что окончание множественного числа им для имени Бога — это множественное число Величества. Однако единственное число имени Эль (Бог) само по себе величественно. Оно не требует никакого усиления.

Позже Бог постановил: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (1:26-27). Эти две фразы, «по образу Нашему» и «по образу Своему», показывают Божье триединство. Бог — Одна Сущность, поэтому Он создал человека по Своему [един. число] образу. Бог существует в трёх Лицах, поэтому создание человека совершилось «по образу Нашему [множ. число]».

Отец, Сын и Святой Дух — все участвовали в Божественном труде сотворения. Как объяснил Павел: «У нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, через Которого всё, и мы для Него» (1 Кор. 8:6). Творение вышло от (греч. эк) Бога Отца, Он был его источником. Творение пришло через (греч. диа) Бога Сына, Он был его каналом, или средством. Иоанн также записал: «Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1:3).

Оба новозаветных стиха в предыдущем абзаце не упоминают о роли Святого Духа в сотворении. Однако книга Бытие указывает, что Дух по провидению управлял созданным порядком в Божественных целях. Иов признавал: «От Духа Его — великолепие неба» (Иов. 26:13). Святой Дух, со всей очевидностью, активно участвовал в упорядочении и устройстве творения, в управлении им. Его поддерживающее служение в сотворении подтверждено псалмопевцем: «Пошлёшь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» (Пс. 103:30). Дух даёт и поддерживает жизнь.

Слово «Дух» на иврите и на греческом может также обозначать «ветер» или «дыхание». В дни творения Бог сказал, и жизнь стала существовать из ничего. Возможно, Святой Дух осуществил Божественное намерение и произнёс слово. Мы читаем, что при сотворении «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Святой Дух вполне мог участвовать в выдыхании и вдыхании этого Божественного труда творения. Бог создал безжизненную материальную форму, а затем сделал это тело живым человеком, телесной и духовной, или физической и душевной личностью. Дух был активен в том выражении Божественной силы.

В воплощении

Павел назвал явление Бога в плоти, Боговоплощение, тайной благочестия (1 Тим. 3:16). Иоанн утверждал, что вечное Слово, Бог Сын, «стало плотью, и обитало с нами» (Иоан. 1:14). Воплощение было совершено через зачатие и рождение Иисуса Христа девой Марией. Мария была девственницей и тогда, когда она зачала, и тогда, когда родила (7:14). Биологически партеногенез (самозарождение) невозможен в роде человеческом, однако это произошло в случае с Марией. В творческой, искупительной цели Бога этот Божественный труд в Марии был совершён через служение Святого Духа.

Бог послал к Марии ангела Гавриила, чтобы сказать ей, что она станет матерью обетованного Мессии. Ангел объявил: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1:30-33). Мессия, Иисус Христос, является и Богом, и Человеком. Он — одна Личность с двумя природами: Божественной и человеческой. Как Бог Сын, Божественная Личность с Божественной природой, Он получил через Марию человеческую природу. Он не приобретал человеческую личность через Марию. Если бы так было, Он был бы шизофреником, то есть имел бы две личности с двумя природами. Через Марию Он приобрёл человеческую природу, но не греховную наклонность. Как Богочеловеческий Сын Божий, Он абсолютно свят.

Ипостасный союз, союз двух природ в одной Личности Христа, стал возможным через служение Святого Духа в непорочном зачатии. Мария знала, что у неё никогда не было половой близости, поэтому она спросила у Гавриила: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лук. 1:34).

Ангел ответил: «Дух Святой найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; поэтому и рождаемое Святое наречётся Сыном Божьим» (1:35). Сила Всевышнего (Бога Отца) была олицетворена в Святом Духе. В тот самый момент, когда Бог Сын вступил в тело, утробу и яйцеклетку Марии, Святой Дух исполнил её и управлял актом зачатия. Чудо Боговоплощения произошло при зачатии. Затем Мария прошла нормальный период беременности, кульминацией которой было рождение Иисуса в Вифлееме. От зачатия до родов Святой Дух защищал её от обычных человеческих осложнений, таких как преждевременные роды или родовые травмы.

Ангел заверил Марию: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук. 1:37). Воплощение было Божественным трудом, чудом. Только Бог мог совершить это, и Он совершил это через осеняющую деятельность Святого Духа.

Когда Иосиф обнаружил, что Мария беременна, он решил развестись с ней без огласки (Матф. 1:19). Ангел объяснил Иосифу происходящее: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого» (1:20). Её беременность была также исполнением пророчества: «Вот, дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил», что значит: «С нами Бог»» (Матф. 1:23; см. Ис. 7:14).

Хотя Святой Дух полновластно управлял фактом зачатия, Иисус Христос нигде не был назван Сыном Святого Духа. Бог Отец был вечным Отцом Бога Сына. При обычном продолжении человеческого рода родители передают своим потомкам человеческую природу и природу греха. Но в случае Иисуса через управляющую деятельность Духа Мария передала Иисусу человеческую природу, но не свои греховные наклонности. Святой Дух предотвратил передачу греха, поэтому Богочеловеческий Сын Божий свят во всех аспектах Своей Личности.

В Богодухновении Священного Писания

Бог истинен, поэтому Он говорит истину (Иоан. 17:17; Рим. 3:4). Его слова безошибочны и непогрешимы. Библия уравнивает устное слово Бога с письменным Словом Божьим. Апостол Павел утверждал: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Божественное вдохновение в узко специальном смысле касается того, что было написано, а не человеческих авторов, которые писали. В Новом Завете это слово «богодухновенно» встречается только здесь. Это одно греческое слово теопнеустос в переводе можно передать так: «дано по вдохновению от Бога». Слово теопнеустос буквально означает «выдохнутый Богом»; это сочетание слов теос (Бог) и пнеустос (выдохнутый). Таким образом, Библия — это выдохнутое Слово Бога. То, что мы читаем в книгах Бытие, Иеремии или в Послании к Римлянам, — это такое же авторитетное Слово Бога, как и то, что Бог произносит устно.

Легко понять, что прорицаемое слово Бога, слышимое ушами человека, — это богодухновенная истина. Пожалуй, трудно бывает понять, как этот богодухновенный авторитет может принадлежать шестидесяти шести книгам, написанным сорока смертными искупленными грешниками. Но благодаря труду Святого Духа в этих авторах и их произведениях Библия — это документ явленной Богом истины.

Библия утверждает, что человеческими авторами было написано то же самое Слово Бога, которое было Им произнесено. Пётр сказал: «Мужи братья! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса» (Деян. 1:16). Как прорекал Святой Дух? Он прорекал через то, что говорил Давид. Как мы знаем, что сказал Давид? Мы можем читать то, что он написал в Псалмах (напр., Пс. 40:9). Павел также подтверждал это уравнивание Божественных и человеческих слов. Он заявил: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию» (Деян. 28:25). Как мы знаем, что Святой Дух говорил через Исаию? Как мы знаем, что сказал Исаия? Мы можем читать эти слова в том, что Исаия написал (6:9-10).

Святой Дух управлял процессом создания Священного Писания. «Зная прежде всего то, что никакое пророчество в Писании нельзя разрешить самим собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:2021). Никакой человек без помощи Бога не может определить значение Священного Писания. И ни один из людей, писавших Библию, не решал писать по собственной инициативе и своим умом. Шестьдесят шесть книг не стали итогом побуждения или воображения обыкновенного человека. Скорее, Бог Своим провидением отделил этих людей для задачи написания и подготовил через их генетическое наследие, семейное воспитание, образовательные возможности и жизненный опыт. Это Божественное действие, выполненное Святым Духом, изменило этих мужей, и они стали «святыми Божьими людьми». Затем Святой Дух наставил их в том, что они прорекали и что писали. Дух положил это им на сердце и на ум. Дух «двигал» ими так, как ветер передвигал древние парусные суда. И тогда подготовленные и уполномоченные Богом мужчины писали в точности то, что хотел Бог, ничего не прибавляя и ничего не пропуская.

Чистый результат этой Божественной работы Святого Духа — записанное Слово Бога. Библия — это Божественно-человеческая книга, явленная истина Божья, грамматически написанная человеческими словами, только без какой-либо человеческой погрешности. Библия непогрешима и безошибочна во всех вопросах, включая богословие, историю, географию и науку.

Святой Дух управлял жизнью авторов Библии во многом так же, как Он направлял Марию в зачатии Иисуса. Мария передала Иисусу свою человеческую природу, но не передала Ему свою греховность. Точно так же авторы Библии придавали письменному тексту свой человеческий стиль письма, но были предохранены от передачи ошибок в важнейший момент, когда ручка касалась бумаги и появлялись слова (1 Кор. 2:9-13).

Помимо труда под руководством Святого Духа, авторы Священного Писания были обычными людьми: пастухами, земледельцами, царями, рыбаками, врачами, политическими деятелями и сборщиками налогов. Они писали повествование, историю, поэзию, притчи и письма отдельным лицам и группам людей. При обычных обстоятельствах они, возможно, легко допустили бы ошибки в своих произведениях. Однако составление Священного Писания не было обычным событием.

Эти сорок авторов шестидесяти шести книг были святыми мужами Божьими, особым образом избранными, отделёнными и управляемыми Святым Духом. Они были используемы Богом и писали то, что было дано лично им.

В ходе процесса Божественного откровения, вдохновения и просвещения они были предохраняемы от внесения ошибок, умышленных или неумышленных, в текст первоисточников.

В искуплении

Из утробы морского существа Иона воскликнул: «У Господа спасение!» (Ион. 2:9). Имя «Иисус», от еврейского «Иешуа», означает «Иегова спасает» или «Иегова спасение» (Матф. 1:21). Духовное искупление, от начала и до конца, — это исключительно труд Бога. Только Бог заслуживает славу за всё, что Он сделал, за всё, что Он делает, и за всё, что Он ещё сделает для нас (Ефес. 1:314).

Его активная роль в этом искупительном труде также показывает Божество Святого Духа. Дела Отца и Сына были бы неполными без труда Святого Духа. Поэтому искупление — это труд триединого Бога.

Все верующие рождаются Богом в Его семью (Иоан. 1:13). Этот акт духовного возрождения непосредственно относится к Святому Духу. Иисус сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье» (Иоан. 3:5; см. также 3:68). Быть рождённым от Бога и быть рождённым от Духа — это синонимы; таким образом, Святой Дух должен быть Богом.

Павел описал сущность спасения следующим образом: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию стали наследниками вечной жизни» (Тит. 3:47). Все три Божественные Личности полностью и неразрывно вовлечены в дело нашего спасения. Отец, Сын и Святой Дух — все имеют отличительные функции в осуществлении замысла искупления, но это труд единого Бога, Которому мы поклоняемся и воздаём славу.

ЕДИНЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА С ОТЦОМ И СЫНОМ Как было сказано выше, мы, евангельские верующие, верим в одного Бога, вечно существующего в трёх Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Как Бог может быть единым и троичным? Как можно согласовать монотеизм и тринитарность? Как могут смертные люди объяснить бесконечного Бога? Может ли изделие определить сущность своего изготовителя? Софар правильно вопрошал Иова: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов. 11:7).

Единственность Бога преподаётся повсеместно в Священном Писании. Моисей объявил: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всеми силами твоими» (Втор. 6:45). Иисус Христос подтвердил это понимание (Марк. 12:2931). Если бы было больше одного Бога, то человек мог бы любить одного из них, исключив других, или же в какой-либо момент разделять своё поклонение. Однако он никогда не смог бы в одно и то же самое время воздавать полноту своего поклонения нескольким богам.

Павел отвергал реальность ложных богов и идолов, когда утверждал единственность Бога (1 Кор. 8:46; 1 Тим. 2:5); то же самое делал Иаков (Иак. 2:19). Нет никакого указания, что понятие монотеизма изменилось или развилось из Ветхого Завета в Новый. Павел, Пётр и другие христиане заявляли о поклонении тому же самому Богу, Которому поклонялись Адам, Авраам, Давид и другие святые Ветхого Завета.

Так как Бог — один в Своей основной Сущности и Своём существовании, то как Он может также быть тремя? Необходимо отметить, что «один» и «три» не используются в том же самом смысле. Слово «один» применяется только к природе Божественной Сущности; есть только один Бог. Слово «три» относится к трём Личностям или личным различиям в Божественной единственности. Поэтому столь же неправильным будет заявить, что Бог — одна Личность, как и утверждать, что есть три бога.

Р. Б. Дехтяренко, Святой Дух: сущность, служение, пребывание, действие. Славянское Евангельское Общество, 2008.

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: