reveal@mirvboge.ru

Испытание любви к тем, кого трудно любить.

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме,Трудные места


Когда твой ”ближний” - это и твой враг.

Бог Есть. Администратор

Призыв любить наших врагов - одно из самых значительных отличий христианства и, вероятно, самое трудное испытание, которое нам, христианам, когда-либо предстоит выдержать.

Только троньте мусульманина, и он перережет вам горло во имя Магомета. Выразите неуважение какому-нибудь восточному сановнику, и вас расстреляют, как преступника. Это более или менее естественная реакция. Немецкий поэт Генрих Гейне так описал свое представление о настоящем счастье:

«Моя мечта - это скромное жилище с соломенной крышей, хорошая постель, хорошая пища, цветы под окнами и несколько красивых высоких деревьев у входа в дом. А если Господь Бог хочет сделать меня совсем счастливым, Он подарит мне радость созерцания шести-семи моих врагов повешенными на этих высоких красивых деревьях».

Однажды проповедник, говоря о любви к врагам, заметил: “В конце концов, у всех нас есть враги”. Один старичок возразил ему дребезжащим голосом: “А у меня их нет”. “Удивительно! - воскликнул проповедник. - Как же это вам удалось?” “Я пережил всех этих негодяев”, - ответил он.

Повторяю, это естественная реакция. Но Иисус говорит, что христианин должен поступать иначе. Оскорбите неверующего, и он ударит вас. Но оскорбите христианина, и он будет молиться о вас и принесет вам тарелку супа, когда вы заболеете!

Некоторые могут возразить: “Это противоестественно!” Конечно. Но в том-то все и дело. Христианство позволяет нам подняться над естественным и плотским. Петр говорил, что через Божьи обетования “вы... соделаетесь причастниками Божеского естества” (2 Пет. 1:4).

Задумывались ли вы когда-нибудь, что Божья любовь тоже подвергалась испытанию? Настоящее испытание Божьей любви заключалось не в том, чтобы полюбить таких людей, как Авраам, Иосиф и Давид. Настоящее испытание было в том, сможет ли Бог любить людей, подобных Савлу из Тарса, который рыскал повсюду, словно безумный, стремясь истребить Его церковь, убивая людей и разрушая семьи. Сможет ли Он полюбить нас с вами. Но, хвала Богу, Его любовь выдержала это испытание. И Петр говорит, что с Божьей помощью мы можем приобщиться Божественного. Мы можем научиться любить всех людей, даже наших врагов.

Испытание на любовь агапе: “возлюби”.

Давайте вернемся к первой части заповеди: “Возлюби...”. Нам нужно повторить, что означает это слово “любить”. Когда нам велят любить наших врагов, то это слово агапао, которое передает не столько эмоции, сколько волевое усилие. Наше рабочее определение любви агапе - это та любовь, которая “ищет для любимого самого лучшего”. Суть заповеди в том, чтобы мы не филео всех людей, включая своих врагов, а агапао их. Нам говорится, не чтобы мы испытывали ко всем людям дружеское расположение, а чтобы мы любили их. В любви агапе упор делается на помощи людям, уделении им времени, заботе об удовлетворении их нужд. В Рим. 13 Павел говорит о том, что любовь не делает: “И все другие [заповеди] заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона” (ст. 9, 10). То есть, если вы любите своего врага, вы не сделаете ему ничего такого, что повредит ему. Теперь обратимся к Мф. 5. Стих 44 являет собой пример древнееврейского параллелизма. Любить наших врагов означает, что мы будем молиться за них:

«А Я говорю вам: любите врагов ваших… и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

Откроем теперь Рим. 12:19-21, где два аспекта, утверждающий и отрицающий, наиболее полно раскрывают суть любви к врагу:

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

С одной стороны, любовь к врагу означает, что вы не будете ему мстить. С другой стороны, любить врага означает, что вы будете заботиться о его нуждах. Поступая так, вы “соберете ему на голову горящие уголья”: его совесть может пробудиться, когда он увидит, что за его зло вы отплачиваете добром.

Какое-то время назад журнал Ридерс Дайджест опубликовал статью, озаглавленную “Любите ваших врагов - это сведет их с ума”, где в шутливой форме разбирается Рим. 12 и Мф. 5. Среди прочего, ее автор Дж. Мак-Ивой рассказывает историю об одном человеке, который купил ферму. Осматривая свое приобретение, он повстречался со своим новым соседом.

“Рано начали осматривать,- сказал сосед. - Вместе с участком земли вы купили и судебную тяжбу со мной. Дело в том, что ваша изгородь установлена неправильно, в результате чего вам отошло три метра моей земли”. Новый владелец улыбнулся: “Я полагал, что встречу здесь доброжелательных соседей, и так оно и будет. А вы поможете мне в этом. Перенесите изгородь, куда пожелаете, а счет пришлите мне. И вы будете довольны, и я буду счастлив”. Как рассказывают, изгородь так и осталась на старом месте, а потенциальный враг с тех пор очень изменился. Он все бродил вокруг и разговаривал сам с собой. Он был потрясен; после этого разговора он стал слегка недоумевающим, но все же дружелюбным соседом».

В других отрывках также подчеркивается, что агапао другого человека, - значит помогать ему. Гал. 5:13, 14 говорит о том, что ключ к любви к другим людям - научиться быть слугой. Из Иак. 2:8 и далее следует, что любить другого означает все силы положить на то, чтобы оказать бедному гостю теплый прием. В 1 Кор. 13:4-7 в сжатой форме изложено, что предполагает моя любовь ко всем людям:

· Я буду терпелив с ними.

· Я буду добр к ним.

· Я не буду им завидовать.

· Я не буду гордым и хвастливым.

· Я буду учтивым со всеми.

· Я не буду эгоистичным в своих отношениях с другими.

· Я не буду идти на поводу у своих чувств.

· Я всегда буду истолковывать в лучшую сторону то, что делают другие.

· Я никогда не буду радоваться несчастью другого, даже если это мой враг.

· Я смогу все принять.

· Я буду верить в лучшее; буду искать в людях только хорошее.

· Я буду надеяться на лучшее.

· Я все перенесу.

Короче говоря, в своих отношениях с другими, в том числе и с моими врагами, я не буду реагировать, но действовать - действовать с любовью, действовать так, как этого хочет от меня Бог.

Позвольте мне сделать небольшой задний ход. Говоря об испытании на любовь к врагу, я подчеркнул, что главное в такой любви - не испытывать дружеское расположение, а любить. Я сделал упор на служении, помощи и удовлетворении нужд. Теперь же позвольте мне подчеркнуть еще раз, что нельзя совсем отказаться от надлежащих эмоций, даже в вопросе любви к врагу.

Если мы проявим небрежность, то может показаться, будто все, что необходимо для любви к врагу - это наши действия. Мы можем подать тарелку супа больному врагу с таким видом, будто желаем ему подавиться этим супом. Мы можем проявлять нашу заботу так, как бросаем заплесневелую кость рычащей собаке, когда боимся, что иначе нас накажет общество защиты животных. Нет, нет и нет. О любви, даже о любви агапе, никогда нельзя думать, что она неэмоциональна. Вы обратили внимание, что было сказано в Лк. 10:33? Объясняя, что значит любить ближнего, Иисус сказал: “Самарянин же некто... увидев его [раненого иудея], сжалился”. Помощь, которую добрый самарянин оказал своему врагу, не была холодным и расчетливым действием; она была сострадательной.

Учась служить, учась помогать другим, учась делать добро врагам, давайте будем также работать над нашей внутренней позицией. Давайте очистим наши сердца от враждебности. Давайте удалим из них озлобленность. Давайте научимся прощать. Давайте будем молиться: “Боже, сделай нас сострадательными!”

Испытание на всестороннюю заботу: “как самого себя”.

В завершение я хотел бы сказать несколько слов о третьей части этой заповеди: “Как самого себя”. Понимание этой фразы может высветить многие истины, на которые мы старались обратить ваше внимание.

Как мы любим себя? За некоторым исключением, вряд ли кто из нас смотрит на себя в зеркало и говорит: “Я люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя (чмок, чмок, чмок)”. Мы просто заботимся о своих нуждах. Сказав, что мужья должны “любить своих жен, как свои тела”, Павел поясняет, что он имеет в виду: “Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее” (Еф. 5:28, 29). Любить других так, как мы любим себя, - значит быть достаточно бескорыстным, чтобы удовлетворять их нужды.

С другой стороны, эта любовь к себе обычно предполагает некоторое основное чувство заботы о себе. Это чувство предполагает определенные эмоции. Так вот такое же чувство заботы о нуждах должно воспитываться в наших отношениях с другими людьми, даже с нашими врагами.

Когда я думаю о любви к себе, я вспоминаю отрывок, где в сжатой форме говорится о том, что значит любить своего ближнего, хоть фразы “люби ближнего твоего” там нет. Эти слова всем знакомы: “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки” (Мф. 7:12). Это известное золотое правило, которое обычно произносят так: “Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой”.

Откуда я знаю, что это передает суть “второй наибольшей заповеди”? Я узнал это, сопоставив между собой несколько стихов. В Мф. 22:40 Иисус, изложив два закона любви, сказал: “На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки”. В Рим. 13:9, 10 Павел говорит, что человек, любящий своего ближнего, исполняет закон. А в Гал. 5:14 он вновь пишет, что весь закон заключается в заповеди любить ближнего своего. Сравните эти стихи с Мф. 7:12, где Иисус говорит, что “весь закон и пророки” утверждаются в золотом правиле. Если заповедь любить своего ближнего передает суть закона, и золотое правило передает суть закона, тогда заповедь любить ближнего своего должна в принципе означать то же самое, что и заповедь “поступать с другими” так, как мы бы хотели, чтобы поступали с нами. Как гласит одно из старых правил математики: “Величины, равные одной и той же величине, равны между собой”.

Испытание на золотое правило: “как себя самого” подразумевает терпение и понимание.

Но что значит - относиться к людям так, как мы хотим, чтобы они относились к нам? Позвольте подчеркнуть здесь следующее: мне нравится, когда ко мне относятся с терпением и пониманием. Поэтому мне тоже нужно относиться к другим с терпением и пониманием.

Разве не такого отношения к себе вы хотите? Вы не совершенны. Я не совершенен. Но мы стараемся. Поэтому мы хотим, чтобы люди были терпеливы с нами. Мы хотим, чтобы люди старались понять, почему мы такие, какие мы есть, и почему мы поступаем так, а не иначе.

Следовательно, это значит, что мы должны так же относиться к другим, даже если это наши враги. Мы должны быть терпеливыми. Мы должны стараться понять. Это не означает, что мы будем попустительствовать их плохим делам; это означает, что мы сможем лучше установить связь с ними и помочь им. Это непременно означает, что мы будем стараться понять, что заставляет их поступать так или иначе. “Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью” (Еф. 4:2). “Любовь покрывает множество грехов” (1 Пет. 4:8).

Чтобы сделать этот урок максимально практическим, я хочу, чтобы вы подумали о человеке, которого, по вашему мнению, трудно любить. Я хочу, чтобы это была своего рода проверка вашей любви, истинная ли она. Примите решение приложить все свои силы в течение нескольких недель (месяцев, лет) к тому, чтобы научиться любить этого человека - и показать свою любовь. Такое упражнение обогатит вашу душу так, как ничто другое.

Позвольте напомнить вам, что существуют также испытания любви, когда проверяются наши отношения с Господом. Например, Иисус сказал в Ин. 14:15: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди”. Итак, это приглашение будет как раз временем испытания для некоторых из вас - для тех, кому нужно принять крещение, а также для тех, кому нужно восстановить свою веру. Если вам нужно прийти к Господу, то мы молимся о том, чтобы вы выдержали это испытание.

facebook.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: