reveal@mirvboge.ru

Нравственность выше религиозного ритуала.

В категориях: Наставь и научи,Созидая свой внутренний мир,Трудные места

Когда Иисус омыл ноги ученикам.

Бог Есть. Администратор.

 (Ин. 13:1-17)

Иисус был царём. Думая о царе, мы представляем человека, сидящего на троне, гарцующего на коне впереди победоносной армии или под восторженные приветствия толпы выходящего к народу в венце и царских одеждах.

Но в Ин. 13 мы видим нашего Царя иначе — опустившимся на колени перед Своими учениками, препоясавшимся полотенцем и моющим им ноги. Греки как-то сказали: “Нам хочется видеть Иисуса” (Ин. 12:21). Какого Христа можно увидеть здесь? Давайте в связи с этим случаем зададим три вопроса.

Зачем Иисус подал нам этот пример?

Есть два возможных ответа на этот вопрос, оба правильные. Вот один из них: двенадцати нужен был этот урок Иисуса, потому что они ещё не понимали, что признак истинного ученика — служение. Перед тем апостолы спорили, кому быть самым главным в царстве, и Иисус тогда ответил им: “Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой” (см. Мк. 10:35-45; Мф. 20:20-28). Но тот урок они не усвоили. Даже за Тайной вечерей они обсуждали, кто будет первым в царстве. Лука говорит нам, что после учреждения Господней вечери...

«был... спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: “Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий. Ибо кто больше: возлежащий или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас — как служащий”» (Лк. 22:24-27).

Омовение ног последовало, вероятно, после спора учеников о том, кто из них главней, и сопровождалось словами Иисуса “Я посреди вас — как служащий”.

Даже пробыв с Иисусом три года, апостолы всё ещё не понимали ни Его учения о том, кто должен быть самым главным в царстве, ни того, что значит служение. Они продолжали спорить, кто из них заслуживает быть главным апостолом. Вероятно, у каждого были какие-либо доводы в пользу собственного превосходства.

Кроме того, они чувствовали, что приближаются к кульминационному моменту в жизни Иисуса. Он говорил им, что скоро умрёт; может быть, они считали, что вопрос власти и чести важно решить сейчас, пока не поздно.

И вот они собрались на важную трапезу. Ей предшествовала особая подготовка. Но с ними не было никаких слуг. Обычно перед обедом слуга либо мыл ноги гостям, либо подавал им воду, чтобы они сами вымыли себе ноги. Апостолы отметили это; они наверняка понимали, что надо что-то сделать, так как, не помыв ног, нельзя было приступать к трапезе. Но это была работа слуги! Если бы кто-то из них снизошёл до этого, это бы означало, что он отрекается от своих притязаний на превосходство. Никто не хотел унизиться до такой степени, отказаться от своей надежды быть первым. И это просто осталось несделанным. Омыть ноги другим означало бы, в их понимании, признать своё более низкое положение. Апостолам нужен был такой урок!

Но есть и другой ответ на вопрос “зачем”. Иисус подал этот пример не только потому, что ученики нуждались в нём, но также потому, что Он любил их. Мы читаем:

«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира этого к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих, находящихся в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1).

Иисус показал этот пример ещё и потому, что близился Его конец. Иоанн говорит:

«И во время вечери, когда дьявол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец всё отдал в руки Его и что Он от Бога исшёл и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался» (Ин. 13:2-4).

Какую бы то ни было весть, которую Иисус передал Своим ученикам, словом или делом, в такое время, следует воспринимать как чрезвычайно важную.

Так как Иисус должен скоро умереть и так как Он любит Своих учеников, Он хочет, чтобы они, прежде чем Он оставит их, усвоили очень важный урок. И Он преподаёт им этот урок — когда омывает им ноги.

Чего этот пример требовал от учеников?

Давайте начнём отвечать на этот вопрос с чтения истории, описанной в Ин. 13:3-17.

Иисус четыре раза повторяет, что ученики должны следовать Его примеру: “И вы должны омывать ноги друг другу” (ст. 14); “Чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (ст. 15); “Раб — не больше господина своего” (ст. 16). Иными словами, Он говорит: “Если Я служу, то насколько больше вы должны быть готовы снизойти до служения?” “Блаженны вы, когда исполняете” (ст. 17).

Но как им было следовать Его примеру? В каком плане то, что Иисус омыл ноги ученикам, было для них примером?

Некоторые считают, что Иисус дал образец ритуала для соблюдения в церкви. Даже сегодня некоторые церкви в определённых случаях практикуют “омовение ног” как часть богослужения.

Но пример Иисуса не имел ничего общего с религиозным обрядом. Омовение ног в домах в те времена было обычным делом, необходимость которого диктовалась тем фактом, что люди ходили пешком по пыльным дорогам, и тем, что они носили сандалии, которые не предохраняли ноги от загрязнения. Было так приятно после путешествия, войдя в дом, иметь возможность вымыть ноги, а ещё лучше — сесть (или возлечь) и предоставить это сделать слуге. И наоборот, не имея такой возможности, вы на протяжении всего своего визита испытывали бы неудобство.

На вопрос, зачем Иисус омыл ноги Своим ученикам, можно ответить так: “Потому что их ноги были грязными!” Их нужно было вымыть!

Итак, в Библии омовение ног всегда помещается в контекст служения, гостеприимства и добрых дел. Авраам, оказывая гостеприимство трём мужам у дубравы Мамре, велел омыть им ноги (Быт. 18:4). Лот, приглашая Господних вестников к себе в дом в Содоме, сказал: “Зайдите... и ночуйте, и умойте ноги ваши” (Быт. 19:2). Лаван, приглашая раба Авраама зайти в дом, дал “воды умыть ноги ему” (Быт. 24:32). Когда братья Иосифа пришли в Египет во второй раз, Иосиф “дал воды, и они омыли ноги свои” (Быт. 43:24). Старик в Гиве оказал гостеприимство двум путникам, введя их в свой дом и дав им всё необходимое; повествование говорит: “А сами они омыли ноги свои и ели и пили” (Суд. 19:21). Когда Давид послал слуг к Авигее сказать, что хочет взять её себе в жёны, она выказала ему свою готовность служить: “Вот раба твоя готова быть служанкой, чтобы омывать ноги слуг господина моего” (1 Цар. 25:41). За трапезой в доме фарисея Иисус сказал: “Я пришёл в дом твой, и Ты воды Мне на ноги не дал” (Лк. 7:44). Уточняя, какой должна быть избираемая вдова, Павел говорит: “Известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу” (1 Тим. 5:10).

Таким образом, омовение ног имело отношение к гостеприимству и служению, а не к каким-то действиям во время поклонения или к религиозному обряду. Иисус здесь не устанавливал пример того, что должна была делать церковь, собираясь на поклонение.

Тогда что имел в виду Иисус, когда говорил, что Его ученики должны следовать Его примеру? Петру Он сказал: “Уразумеешь после”. Что же Пётр и другие позже “уразумели” из этого случая?

Во-первых, Его ученики, наверное, поняли, что Иисус хотел, чтобы они поступали как слуги. Обычно ноги омывал раб. Таким образом Иисус унизил Себя до положения раба (см. Фил. 2:4-7). Только подумайте: Творец вселенной, Спаситель человечества, Царь царей и Господь господствующих, Владыка и Учитель, их Господь склоняется перед Своими гордыми учениками, как самый последний из рабов.

Во-вторых, они, наверное, поняли, что Он хотел, чтобы их служение характеризовалось определёнными качествами. Иисус сделал то, что было необходимо. Ноги учеников были грязными; Он омыл их. Он сделал то, что было необходимо в тот момент. Чтобы удовлетворить эту нужду, Иисус был готов исполнить самую низкую, самую грязную работу. Не много приходит на ум дел менее привлекательных, чем мытьё чужих ног. Иисус служил даже тем, кто вскоре отвернулся от Него. Он настоял на том, чтобы вымыть ноги всем Своим ученикам — Петру, который вскоре отрёкся от Него, Иуде, который вскоре предал Его, чем способствовал Его смерти, и остальным Своим ученикам, которые “оставив Его, все бежали” (Мк. 14:50).

В-третьих, они, наверное, поняли — наконец-то — что путь к величию в Божьем царстве есть путь смирения и служения. По всей видимости, на их представление о величии повлияло ожидание того, что Иисус установит земное царство. В земном царстве “цари народов господствуют над ними”, — сказал им Иисус, добавив: “А вы не так: ...начальствующий — [будь] как служащий” (Лк. 22:25, 26). Марк пишет:

«Иисус же, подозвав их, сказал им: “Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих”» (Мк. 10:42-45).

В христианстве путь наверх — это путь вниз! Кто готов смирить себя и стать слугой — того в царстве Божьем будут почитать главным.

Люди могут сказать: если на небесах Бог захочет определить, кто главный в Господней церкви в наше время, то кто будет таким человеком? Будет ли это непременно великий проповедник, крестивший тысячи? Или великий писатель, написавший десятки книг, наставляя людей в истине? Или теле- либо радиопроповедник? Или искусный участник дебатов? Или прекрасный ведущий пение? Или, может, один из старейшин самой большой церкви братства? Или тот, о ком чаще всего писали в публикациях братства? Кого Господь объявит “большим” в царстве? Это может оказаться не кто-то из перечисленных, а какая-нибудь вдова, о которой никто никогда не слышал, кроме её соседей и её общины, которые знают, как знает Господь, что она живёт, чтобы служить другим: семье, друзьям, соседям, братьям и сёстрам во Христе и церкви — как своей местной, так и церкви во всём мире. Она богата добрыми делами и преданно служит Христу, служа другим.

Пример Иисуса требовал от учеников, чтобы они были слугами и понимали, что, только служа другим, они могут считаться великими в царстве небесном.

Чего пример Иисуса требует от нас?

В основном, Господь требует от нас точно того же, чего требовал от апостолов. Поставьте себя на место апостолов; что Иисус сказал им, то Он говорит и вам: “И вы должны омывать ноги друг другу. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же. Блаженны вы, когда исполняете”. Мы тоже должны следовать примеру Иисуса — служа другим, делая то (что бы это ни было), в чём они нуждаются, исполняя всё, что входит в понятие служения, понимая, что величие в Божьем царстве никак не связано с представлением о власти, какое имеют неверующие в мире, а приходит через служение другим.

Как нам следовать примеру Иисуса? Что нам делать, если мы хотим служить? Во-первых, нам надо с готовностью исполнять любую грязную работу. Нам надо с готовностью делать добро другим, даже гордым, даже своим врагам, даже разочаровавшим нас друзьям. Нам надо с готовностью смирять себя, служа даже в качестве, которое, как нам может казаться, унижает нас. И нам надо служить, если необходимо, тихо, без фанфар, без всеобщего признания. Нам надо помогать церкви, помогать братьям и сёстрам, помогать другим по одной-единственной причине — потому что мы христиане, а для христианина, следующего по стопам своего Спасителя, естественно служить.

Я благодарю Бога за людей, которые служат именно так. Гость, пришедший в церковь, может не увидеть их и не узнать об их делах, но, тем не менее, они служат. Некоторые звонят отсутствующим членам и говорят, что по ним скучают. Некоторые ведут секретарскую работу в церкви. Некоторые убирают церковное помещение или собирают песенники и ставят их на место. Некоторые делают мелкий ремонт здания. Некоторые сообща выпускают церковный бюллетень. Некоторые руководители церкви не жалеют времени на посещение других и обсуждение работы церкви. Некоторые служат, возглавляя библейскую школу или преподавая в ней. Некоторые готовят причастие. Некоторые так или иначе пекутся о нуждах сирот. Некоторые берут на себя заботу о детской комнате. Некоторые носят еду больным или иначе заботятся о них, посещают немощных и одиноких. Некоторые собирают у себя дома людей, чтобы научить их, наставить в вере и обратить к Господу. Некоторые просто стараются, чтобы никто из пришедших в церковь не остался незамеченным, и подходят ко всем с ласковым словом ободрения.

Я ставлю их вам в пример: идите и делайте то же.

Самые большие проблемы в церкви и в мире можно было бы решить, если бы каждый человек просто понимал, что путь к величию идёт через служение. Самые большие проблемы почти всегда возникают в результате таких вопросов, как — кого будут почитать самым главным? ...кто будет руководить? ...кому достанется похвала, признание? Если мы сможем устоять перед искушением уподобиться в этом миру, то конфликты решатся ещё до того, как возникнут.

Что должно быть символом христианства? Ясли, где лежал младенец Иисус? Крест? Венец? А может, всё-таки полотенце? Я предлагаю, чтобы все мы, увидев нашего Спасителя на коленях омывающим ноги ученикам, препоясались каждый своим полотенцем и служили друг другу и всему человечеству. Если Иисус был готов препоясаться Своим полотенцем и омыть вам ноги, то почему бы вам не смирить свою гордость, не препоясаться полотенцем и не служить другим, как Иисус Своим ученикам?

Вы готовы служить? Станьте учеником Христа и служите другим в Его церкви и через Его церковь.

facebook.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: