reveal@mirvboge.ru

Идея домостроительства Божиего.

В категориях: Комментарии,Общество, Церковь и власть

Ранняя церковь и имущество

Христианство и Библия. Сыктывкарская Библейская Школа.

Жизнь и учение Иисуса чрезвычайно сильно повлияли на первых христиан. Всё переворачивается, когда понимаешь, что Бог явил Себя в жизни и смерти Иисуса, когда не остаётся сомнений, что Господь воскрес из мёртвых. Те, кто признали Его Господом и Христом, стали смотреть на мир по-другому (Деян. 2:36). Они обратились к Богу и поэтому стали по-другому относиться к Творцу, к людям и к самим себе. Ярче всего это проявилось в том, что первые христиане раздавали своё имущество нуждающимся.

Они начали делиться со дня Пятидесятницы.

Лука выразительно рассказал о том, как появилась ранняя церковь и как она жила. Мы дивимся тому, с какой готовностью верующие откликались на нужды друг друга. «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44, 45). Христиане добровольно и, видимо, без какого-то плана делились с неимущими. Можно было видеть, как люди по собственному желанию продавали то, что имели, и раздавали нуждающимся полученные деньги. Происходило это потому, что люди познали Господа Иисуса Христа. В основе такой щедрости было то, что все христиане были прощены, веровали в одного Господа и ощущали близость друг к другу.

Вот что почувствовал боговдохновенный автор, когда увидел не имеющее себе равных бескорыстие верующих:

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее… Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4:32, 34, 35).

Варнава был необычайно щедрым человеком, поэтому о нём говорится особо. Другие (хотя не обязательно все) верующие тоже проявляли христианскую любовь подобным образом. Тёплые братские отношения связаны с искуплением и благодатью Божией. Люди делятся, когда их жизнь наполнена Духом. Новая вера и новая надежда побуждают жить по-новому. «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян. 4:33). Вспомним утверждение из предыдущих уроков: согласно Библии, человек разумно распоряжается имуществом и преумножает его, когда знает и ощущает благодать Божию, благодаря которой был искуплен. Церковь в Иерусалиме, как и современная церковь, была обществом спасённых грешников, каждый из которых искуплен по благодати Божией. «Так да скажут избавленные Господом», — восклицает псалмопевец. Так и поступали первые христиане, когда раздавали то, что имели.

Поступки христиан в Иерусалиме были прекрасными и значительными, но их нужно верно оценивать. Не сказано, что так церковь должна будет поступать всегда. В сложившихся обстоятельствах так, вероятно, можно было быстрее и лучше всего восполнить нужды всех верующих. Но христианское милосердие, несомненно, может проявляться и по-другому. Бытует мнение, что ранняя церковь строилась на основах, которые мы сегодня называем коммунизмом. Это мнение до такой степени неверно, что его едва ли стоит опровергать. Христиане в Иерусалиме совершенно не стремились создать общество, в котором орудия производства принадлежат всем. Каждый продолжал зарабатывать так, как делал это раньше. Верующие всего лишь создали общий запас, из которого восполняли нужды других членов церкви.

Иерусалимских христиан прежде всего интересовала религия, а не экономика. Они делились добровольно. Не записано ни одного постановления апостолов о том, что каждый член общины обязан продать своё имущество или что нужно отдать нуждающимся все деньги, полученные при продаже. Теперь легко понять, в чём согрешили Анания и Сапфира. Они хотели поделиться с другими и прославиться своей щедростью (см. Деян. 4:36), но не хотели отдавать всю выручку от продажи земли. Поэтому супруги решили схитрить. Они владели землёй, пока не продали её. Продав, они могли поделиться лишь тем, чем хотели. Никто не потребовал от них продать землю и отдать все вырученные деньги. Анания и Сапфира не были готовы поступить щедро и поделиться тем, чем могли. Они согрешили потому, что поступили неискренне, а потом намеренно солгали.

Домостроительство и благовестие

Первые христиане щедро делились с неимущими потому, что сами были прощены. Чуть позже возникла новая, столь же важная потребность помогать тем, кто рассказывает о вере другим людям. Бог избрал христианина – доверенное лицо, управителя, соработника – чтобы распространять весть об искуплении. Во времена апостолов последние слова Господа «идите, учите, крестите» жгли сердца христиан. Верующие считали своей славной, но пугающей обязанностью рассказать всему миру об искупительной любви Божией. «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:42).

Бог во Христе задумал, чтобы Его ученики провозглашали благую весть по всему миру. Христос с победой восстал из могилы и повелел ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Христиане несли погибающим благую весть, помогали принять её, а затем должны были продолжать учить, воспитывать и укреплять в людях веру в Господа Иисуса Христа (Мф. 28:18-20). По словам Луки, главное, чтобы покаяние и избавление от грехов было проповедано в Его имя всем народам (Лк. 24:47). Савл из Тарса был обращён и стал активно благовествовать. Так Евангелие распространилось по Римской империи. Появились общины христиан, апостолы начали писать послания отдельным людям и целым церквам. В них апостолы говорили о том, что христиане как домостроители должны делиться имуществом и деньгами, чтобы Евангелие распространялось и дальше. Вспомнив поручение Христа и то, что христиане должны быть домостроителями, мы поймём, как важно для Бога то, что мы имеем.

Материальные ресурсы и благовестие.

Павел стал апостолом и начал писать и проповедовать о том, как имущество христианина связано с его обязанностью поддерживать распространение благой вести Божией. Христианин как домостроитель понимает, что деньги и вещи нужны, чтобы отправлять людей возвещать Евангелие и поддерживать их в труде. Сам Павел не всегда опирался на поддержку других людей. Но ясно учил, что проповедник Христа имеет полное право получать достойную оплату, чтобы восполнять свои нужды.

Хорошо известны слова Павла о том, что вера начинается с проповеди:

«Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10:13-15).

Эти стихи совершенно ясно показывают, что церковь должна посылать, то есть поддерживать, тех, кто будет возвещать благую весть. Каждый, кто познал, как такая весть меняет жизнь, с готовностью и восторгом посылает и поддерживает благовестников. Это становится частью христианского домостроительства.

Вероятно, подробнее всего о связи христианского домостроительства и благовестия говорится в 1 Послании к Коринфянам 9:1-14. Видимо, после того как Павел впервые проповедовал в Коринфе и основал там церковь, кто-то начал сомневаться в чистоте его побуждений и законности притязаний. Апостол стремится отвергнуть обвинения и развеять подозрения. Он убедительно отстаивает своё право жениться и рассчитывать, что церковь будет поддерживать его семью, когда они отправятся проповедовать (см. 1 Кор. 9:1-5). Чтобы подтвердить свои слова, Павел приводит примеры из Ветхого Завета и современной жизни. Воину платят за службу, виноградарь ест от плодов виноградника, пастух пользуется тем, что даёт стадо, земледелец пашет в надежде получить часть урожая, священник получает вознаграждение за то, что служит в храме (1 Кор. 9:7-10). Благовестник рассказывает людям о духовном мире и великих делах Божиих. Разве не заслуживает он того, чтобы его поддерживали те, кому его труд идёт во благо? Ответ Павла ясен, вывод убедителен: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:14). Церквам в Галатии он даёт те же боговдохновенные указания. Христиане, домостроители Божии, должны участвовать в служении благовестников. «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал. 6:6).

Итак, домостроительство напрямую связано с благовестием. Церковь как единое тело исполняет замысел Божий и благовествует в той степени, в какой христиане разумно управляют своим имуществом. Бог неизмеримо щедро благословляет все дары, которые поднесли Ему добровольно. Чем полнее христианин отдаёт Богу себя и своё имущество, тем больше церковь может благовествовать. Даже апостолу Павлу, который собирался благовествовать в далёких городах, нужны были дополнительные силы и средства. Прочитайте внимательно 2 Послание к Коринфянам 10:13-16, и вы увидите, как сильно Павел хотел рассказать благую весть там, где ещё не был. Но для этого нужно было больше помощи от христиан в Коринфе. И апостол верил, что они восполнят его нужды.

Домостроительство и всякое доброе дело

Главная задача церкви – благовествовать. Но церковь разными способами помогает христианам расти и развиваться. Чтобы церковь могла трудиться, христиане должны использовать своё имущество. Вспомним, как Павел заверил христиан в Коринфе и заверяет нас сегодня, что «Бог силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8; тема разговора была другой, но не будет нарушением привести слова апостола здесь). Великий Домостроитель из Своих неисчерпаемых запасов щедро наделит мудрых управителей всем, что нужно, чтобы свободно совершать «всякое доброе дело».

Богослужебные нужды. Церковь – собрание людей Божиих. Они были призваны Богом от греха к спасению и должны провозглашать о своей вере во время богослужения. Одно из наиболее значимых дел, которые совершает народ Господень – богопоклонение. Именно тогда дух человека близко общается с Духом Божиим; человек получает наставление, его вера укрепляется, он смотрит вдаль и истинно прославляет Бога.

Очевидно, нужно место, где бы святые могли собраться для богослужения. Нужна мебель, оборудование и материалы. Существуют эксплуатационные расходы. Мы не говорим о том, сколько денег должна тратить церковь на своё здание. Мы лишь показываем, что христиане должны разумно управлять своим имуществом и деньгами, чтобы иметь честь совместно поклоняться Богу и нести за это ответственность.

Благотворительность. В этом уроке мы уже говорили о том, что христианин служит другим святым, восполняя их основные нужды. Однако необходимо отметить следующее. Слово «благотворительность» означает «творить добро». Благотворительный человек способствует процветанию и счастью других людей. Христиане по отдельности или вместе должны испытывать сострадание ко многим людям. На них домостроители должны тратить имущество. Христиане всегда заботятся о бедных. Бывает, люди становятся жертвами чрезвычайной ситуации, природного бедствия или общественного кризиса. Дети часто остаются сиротами или лишаются одного из родителей. Им очень нужны добрые руки и любящие сердца. В обществе, как и в церкви, есть пожилые люди. Мы до сих пор слышим молитву Давида: «Не отвергни меня во время старости» (Пс. 70:9). Добавьте сюда вдов, которым нужна помощь, бездомных, отверженных из трущоб. Именно им служил Иисус! Могут ли Его ученики поступать по-другому?

Другое общение. Христиане общаются, когда поклоняются Богу, учат, проповедуют, благотворят. При этом они жизненно нуждаются в дружеском, свободном общении. Человек сотворён жить в обществе, и отрицать это — значит отрицать основополагающую часть самой сути человека. Христианам нужно быть вместе, чтобы играть, отдыхать, веселиться. Несомненно, христианское домостроительство подразумевает, что имущество и деньги будут использованы, чтобы устроить такое общение. Особое внимание нужно уделить тому, чтобы мудро и целенаправленно использовать дом христианина. Общины нужно призывать полностью использовать их здания, чтобы восполнять основные нужды христиан всех возрастов. Здание церкви нужно использовать каждый час, каждый день, каждую неделю. Нет, наверное, более яркого примера плохого домостроительства, чем вложить в здание много средств и затем использовать его всего несколько часов в неделю! Ни одно успешное предприятие не потерпело бы такой траты средств.

Члены ранней церкви, в восторге от недавно обретённой веры во Христа, подали выдающийся пример домостроительства, когда поделились имуществом с нуждающимися. Главным образом под руководством апостола Павла церкви Римской империи поняли, как личное управление имуществом и деньгами связано с повелением благовествовать. Мы увидели, что современная церковь обязана разумно управлять имуществом, чтобы проводить богослужение, заниматься благотворительностью и давать возможность общаться. Будем стремиться изобиловать и этой благодатью (2 Кор. 8:7).

facebook.com

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: